Литовские производители зерна заявляют, что их самой большой проблемой является не украинское, а российское зерно, которое в огромных количествах попадает в Европейский Союз.
Об этом пишет LRT.
«Это впечатляющие цифры: более 3 млн т российского зерна прошло через Латвию и Литву в 2023 году. Всего в прошлом году на рынок ЕС было импортировано 12 млн т российского зерна», — сообщил представитель Литовской ассоциации производителей зерна Аушрис Мациаускас.
Он отметил, что российское зерно снижает цены в ЕС, добавив, что россияне намеренно это делают, чтобы создать хаос в аграрном секторе. Но Еврокомиссия имеет инструменты, чтобы остановить это.
«Есть регламент, который позволяет ЕС в экстренном случае вмешаться в рынок и начать закупать продукты питания, цены на которые резко падают. В этом случае она могла бы покупать украинское зерно на территории Украины и таким образом стабилизировать рынок», — сказал Мациаускас.
Зернопереработчики подсчитали, что в прошлом году в Литву было импортировано около 50 тыс. т украинского зерна, что значительно меньше, чем до войны. Переработчики также отмечают, что настоящая проблема — российское зерно.
В то же время отмечается, что запрет парламентом Латвии импорта российской и белорусской сельхозпродукции мало что изменил.
«Они ничего не остановили. Они прислали очень хороший месседж, что прекращают импорт в Латвию, но даже они не остановили движение того же российского зерна в Испанию. Это же зерно можно будет доставлять лодкой в Испанию и продавать в пределах ЕС. Если товар направляется в третьи страны, запрета на его транзит через Латвию нет», — заявил президент Ассоциации переработчиков и трейдеров зерна Каролис Шимас.
Некоторые литовские депутаты критикуют нерешительность правительства относительно запрета импорта российского и белорусского зерна.
Сейчас аграрное министерство Литвы решило с 14 марта останавливать и проверять все грузы зерна, которые поступают из россии и других стран повышенного риска.
«Жесткость будет применена ко всему зерну, путешествующему из этого места происхождения. Законодательство все еще находится на стадии согласования, поэтому, конечно, компании и лица, занимающиеся логистикой, делают свои комментарии, как и положено», — сказал министр сельского хозяйства Литвы Кястутис Навицкас.