Принятый госбюджет на 2017 г. ознаменовался революционным изменением: спецрежим по НДС для аграриев полностью отменен, и сельскохозяйственный сектор работает с НДС на общих условиях и по системе дотирования.
Начинается практическая реализация инициативы МВФ по скорейшему переводу украинских аграриев на европейские механизмы администрирования налогов и финансовой поддержки. Это положительный и, по сути, реформаторский шаг, однако в пост-спецрежимный период аграрные предприятия с высокой вероятностью столкнутся с достаточно болезненными последствиями, считают аналитики издания «УкрАгроКонсалт».
Среди них:
- Повышение финансовых издержек. В реальной жизни сработает известное стремление администрирующих центров поуправлять хотя бы частью этих средств вручную и оспорить или придержать возмещение части НДС.
- Осложнение доступа к дотационному ресурсу. Предприятия, которые отвечали требованиям спецрежима, получали массовый и равный доступ к этому режиму, независимо от своего размера и уровня отношений с властями. В новых условиях этот ресурс будет доступен согласно прописанным министерством процедур. Но, как показывает опыт эксплуатации ProZorro, электронные системы обработки данных и определения лучших показателей, не исключают их манипулирования со стороны тандема «предприятие-администратор». Указанные процедуры пока даже не доведены до ответственных региональных структур, не говоря уже об агропредприятиях. Когда это будет сделано и в какой форме не известно, хотя год уже начался, и последним надо планировать весенние полевые работы.
- Распределение дотационного ресурса. Основной принцип распределения бюджетной дотации закреплен в законе про госбюджет-2017 — пропорционально сумме стоимости реализованной сельскохозяйственным товаропроизводителем сельскохозяйственной продукции. Такой подход по факту нацелен на поддержку, в первую очередь, больших предприятий. При весьма скромной утвержденной сумме дотаций — 4,8 млрд. грн. по статье «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей», основная ее часть будет выбираться крупными агролидерами.
Анализ показывает, что в настоящее время вполне очевидными являются следующие риски для сельхозпроизводителей:
- недостаточная подготовленность к переводу на общие условия оплаты НДС и систему дотаций из госбюджета;
- неравенство условий распределения дотаций.
Сельхозпроизводители уразумеют указанные риски в ближайшее время и соответственно модифицируют свое поведение по далеко идущим сценариям:
- во-первых, поднимут цены на свою продукцию для компенсации растущих издержек;
- во-вторых, более выигрышная позиция крупных товаропроизводителей в получении финансовой поддержки поощрит процессы концентрации в агросекторе.
Как считают аналитики издания, тенденция к активным слияниям и поглощениям в олигархической экономике Украины приведет к формированию крупных монополий в аграрном секторе уже в ближайшие 3-5 лет.