В прошлом году на VoxUkraine была опубликована моя статья о влиянии налоговых льгот на производительность в сельском хозяйстве. Расчеты показали отсутствие связи между налоговыми льготами и темпами роста производительности.
Одним из недостатков статьи было то, что расчеты проводились на уровне всей области, то есть используя агрегированные данные, и было очень мало наблюдений. Учитывая это, я продолжил исследования с данными на уровне сельхозпредприятий Украины с 1995 по 2014 годы (получилось 165 777 наблюдений за весь период). Результаты представил на XV Конгрессе Европейской ассоциации аграрных экономистов в Парме. В качестве показателя роста производительности использовался индекс Совокупной производительности факторов производства (Total Factor Productivity growth — TFP). Влияние налоговых льгот рассматривалось через призму специализации, типа хозяйства, размера, других характеристик и через отсроченное во времени влияние льгот.
Основные интересные результаты исследования оказались такими:
1) Налоговые льготы действительно демонстрировали определенное совокупное положительное влияние на темпы роста производительности в сельском хозяйстве, однако такое влияние оказалось крайне неэффективным инструментом, учитывая эффективность использования государственных средств, ведь налоговые льготы — это фактически недополученные государственным бюджетом налоги. В частности:
а) совокупный эффект спецрежима НДС на производительность оказался на уровне 0,034%, то есть среди сельхозпредприятий за исследуемый период наблюдалась такая закономерность: с ростом объема выгод от спецрежима НДС на 1% темп роста производительности увеличился только на 0,034%. Что это означает в абсолютных цифрах? Например, у предприятия урожайность пшеницы на уровне 4 тонны на гектар. При нынешней цене на пшеницу на уровне около 4700 грн/т (3-й класс, например) 1% роста выгод от спецрежима означал бы дополнительные 37,6 грн/га, что повысило бы производительность только на 1,3 кг/га, это, в свою очередь, эквивалентно лишь дополнительным 6,4 грн/га выручки, что абсолютно не соизмеримо с 37,6 грн/га, о которых мы говорили выше;
б) по единому налогу 4-й группы упрощенной системы налогообложения эффект на производительность оказался вдвое меньше, в частности среди сельхозпредприятий с ростом объема выгод от единого налога 4-й группы на 1% производительность увеличивалась лишь на 0,016%.
2) Налоговые льготы мешают сельхозпредприятиям повышать свою эффективность. За исследуемый период расчеты показывают, что менее эффективные предприятия имеют более высокие темпы роста производительности, другими словами, менее эффективные догоняют или подтягиваются к более эффективным. Однако расчеты показывают, что налоговые льготы замедляют этот процесс почти вдвое.
Конечно, эффект от «квазиспецрежима НДС» не фигурирует в вышеуказанных результатах, но поскольку механизм начисления этих дотаций идентичен бывшему спецрежиму, то можно сделать логический вывод об их неэффективности (вместе с существующим сейчас единым налогом 4-й группы).
Олег Нивьевский, старший экономист проекта «Поддержка реформ в сельском хозяйстве и земельных отношениях в Украине» Киевской школы экономики, член Экспертного совета УКАБ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.