Невозвращение валютной выручки в Украину после «серого» экспорта зерна негативно влияет на золотовалютные резервы и курсовую стабильность.
Такое мнение высказал заместитель главы Всеукраинской аграрной рады Дмитрий Кохан в комментарии УНН.
«Серый» экспорт, нужно просто понимать его природу. Это зерно, которое купили за наличные без официального отражения таких операций, дальше это зерно экспортируют за границу и не возвращают по таким контрактам валюту в страну. Но всегда есть симбиоз. Может быть с возвратом валюты в страну, может быть «белое» условно зерно, но без возврата. Но самая «черная» история, довольно распространенная — это как раз когда покупают зерно за наличные, а валюту не возвращают. Невозврат валюты не влияет на бюджет непосредственно, он влияет на курсовую стабильность», — отметил Кохан.
По его словам, когда валюта в страну не заходит, НБУ приходится «тушить пожары» через валютные интервенции и продавать валюту из золотовалютных резервов.
«Поэтому здесь нельзя сказать о прямом влиянии на бюджет, оно опосредованное... Купили за наличные зерно — именно этот этап влияет на бюджет... Честно скажу, в цифрах не прокомментирую, наверное, это точно не 100 млн грн, но и не 100 млрд грн. Это большие суммы, но не полбюджета нашей страны», — отметил Кохан.
В то же время, по его словам, в этом году доля «серого» экспорта зерна значительно снизилась. Кохан добавил, что Минэкономики отчитывалось о том, что в сентябре – октябре 2023 года «серый» экспорт был на уровне 28-30%, а в апреле 2024 года — составлял 18%.
«Уменьшение связано с тем, что как раз в сентябре – октябре ввели процедуры верификации экспортеров. Целое постановление КМУ было для этого разработано, установили правила для экспортеров: если раньше любой человек мог привезти зерно в порт и его экспортировать, то сейчас появились дополнительные проверки и необходимость соответствия тем или иным критериям, или, если по критериям не проходишь, нужно подавать в Минэкономики контракты, и там они их рассматривают», — уточнил эксперт.