Украинские аграрии обеспокоены повышением акциза на топливо и его влиянием на себестоимость аграрной продукции.
Увеличение налогообложения до 2028 года приведет к дополнительным расходам для товаропроизводителей в размере более 13 млрд грн ежегодно, то есть украинский агробизнес будет платить в пять раз больше, чем европейские предприятия, говорится в сообщении Всеукраинской аграрной рады.
Как отметил заместитель главы ВАР Денис Марчук, повышение акциза на топливо, как и любых других налогов, всегда негативно отражается на себестоимости продукции. Это повышение связано с процессом евроинтеграции Украины, в рамках которого страна обязана принимать директивы, приближающие ее к европейскому законодательству. Однако в акцизе на горючее существуют важные нюансы.
«В Европейском Союзе бизнесы, которые не пользуются дорогами общего значения, платят только 50% установленного акциза. К сожалению, в Украине аграрии уже платят значительно больше, чем их европейские коллеги», — отметил эксперт.
По его словам, в странах Восточной Европы, таких как Литва, Латвия, Румыния, акциз составляет не более 60 евро на тысячу литров, тогда как в Украине бизнес вынужден платить 139 евро на тысячу литров. Это делает украинских аграриев неконкурентными на рынке Европы.
Денис Марчук отметил, что если к 2028 году акциз будет увеличен до 330 евро за тысячу литров, то украинский бизнес будет платить в 5 раз больше, чем европейские предприятия.
ВАР уже высказала инициативу по уменьшению акциза для тех, кто не пользуется дорогами общего пользования. Соответствующие правки к законопроекту №11256-2, прошедшему первое чтение, уже зарегистрированы.
«Мы понимаем, что средства сейчас нужны для обороны, но требуем, чтобы после окончания войны ставка акциза не превышала 50%. Это поможет бизнесу и товаропроизводителям лучше планировать свою деятельность», — добавил заместитель главы ВАР.
По его оценкам, с 2024 по 2028 год повышение акциза приведет к дополнительным расходам для товаропроизводителей в размере более 13 млрд грн ежегодно. С 2025 года эта нагрузка составит более 5,5 млрд грн.
Денис Марчук подчеркнул, что аграрии, которые работают в условиях третьего года войны и понесли значительные убытки, особенно в зерновой группе, не смогут выдержать такое повышение расходов. Поэтому важно принять поправки к законопроекту №11256-2, которые обеспечат уменьшение акциза для аграрного бизнеса после окончания войны.
«Обязательно нужно учесть, что бизнес, который не пользуется дорогами государственного значения, преимущественно аграрная техника, не должен платить более 50% акциза на топливо», — резюмировал эксперт.