Горбачов: Рост производства зерна под угрозой из-за проблем с логистикой

02 марта 2017, 11:51 3128

Проблемы в логистике могут помешать Украине увеличить производство зерна, а соответственно и развивать свой экспортный потенциал.

Такое мнение высказал президент Украинской зерновой ассоциации, директор New World Grain Украина (Soufflet Group) Николай Горбачев во время II Аграрного экспортного форума: трейдинг и логистика.

Специалист подтверждает, что ключевой логистической проблемой на зерновом рынке сейчас является нехватка железнодорожных вагонов.

«Железная дорога постепенно улучшает свои результаты, выжимает максимум своих возможностей, — рассказывает Николай Горбачев. — Но все равно далеко не соответствует потребностям трейдеров. Их заявки прошлого сезона были удовлетворены лишь на 42%».

Эксперт обратил внимание, что лишь 5% экспортной продукции можно транспортировать к портам реками. «Грузы баржами доставляет фактически только одна компания, имеющая собственный флот. Не более 28% доставляется автотранспортом, у которого есть жесткие ограничения в нормах и правилах. Вряд ли доля автоперевозок в ближайшее время будет существенно увеличиваться», — считает Николай Горбачев.

Следовательно, отмечает он, остальная продукция должна перевозиться железной дорогой. Вместе с тем, по данным Укрзализныци, имеющийся парк вагонов составляет чуть более 14 тыс. До тысячи вагонов регулярно становятся на ремонт. «Экспортные объемы зерновых в ближайшее время обещают вырасти до 60 млн тонн. И такие грузы потребуют как минимум 20 тыс. вагонов», — констатирует Николай Горбачев.

Среди мер, которые могут улучшить ситуацию в сегменте железнодорожных перевозок, он назвал возможную приватизацию Укрзализныци или парка вагонов — как первый шаг.

«Это позволило бы заключать договоры напрямую с перевозчиками, — уточняет Николай Горбачев. — Тогда перевозчики несли бы ответственность за предоставленные услуги. Ведь в существующей модели бизнеса Укрзализныця не несет ответственности за непредоставление вагонов. Все проблемы невыполненных контрактов, штрафных санкций, расходов возлагаются на трейдера, а в конечном итоге перекладываются на сельхозпроизводителя».

Также возможные пути для преодоления логистических проблем — это строительство новых зерновозов и локомотивов, пересмотр существующих ограничений нагрузки на ось в автотранспорте, разрешение на смешивание зерна при формировании экспортных партий и др.


Ирина Садовая, AgroPortal.ua