AgroPortal.ua задал их депутату от фракции «Самопомич», члену комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Ивану Мирошниченко.
Источник фото: пресс-служба народного депутата
Был ли согласован проект налоговой реформы, предложенный Ниной Южаниной, с Аграрным комитетом, будет ли он поддержан в части налогообложения аграриев?
Иван Мирошниченко: Указанный проект налоговой реформы Аграрным комитетом еще не обсуждался. Относительно нашей позиции в этом вопросе, то еще в июне были проведены соответствующие слушания.
Я напомню, что в Коалиционном соглашении предусмотрено сохранение льготного налогообложения для аграриев до 2018 года. Кроме того, льготы для АПК не запрещены условиями вступления Украины в ВТО. Замечу, что на сегодняшний день практически все программы государственной поддержки АПК заморожены из-за «военного характера» государственного бюджета. Следовательно, льготное налогообложение остается единственной поддержкой отрасли.
При отмене специального режима налогообложения НДС, на фоне роста налогового давления, текущие негативные тенденции сокращения капиталовложений в агросектор будут усиливаться. Это может привести к ослаблению экспортных позиций Украины на внешних рынках и созданию реальных угроз продовольственной безопасности государства по отдельным видам продукции, прежде всего, в животноводстве. По разным оценкам, инвестиционная привлекательность АПК снизится до 30%.
Поможет ли, по Вашему мнению, сохранение спецрежима по НДС животноводам? Для всех отраслей животноводства эта поддержка будет сохраненной?
Иван Мирошниченко: Такая форма поддержки должна быть сохранена для всех сельхозпроизводителей. В случае отмены спецрежима налогообложения НДС больше всего пострадают те, кто занимается животноводством. Если определить производителей, которые больше всего нуждаются сохранения спецрежима, то это те, которые занимаются молочным производством, разведением крупного рогатого скота.
Только за первое полугодие 2015 года объемы производства яиц в Украине сократились на 12,9%, молока — на 4,2%, прогнозируемые объемы сокращения производства мяса КРС на конец 2015 года — 3,8%. Наблюдается обвальное сокращение основного производственного ресурса животноводства — поголовье скота и птицы. Поголовье КРС в январе-мае 2015г. сократилось на 8% (минус 387 тыс. голов), в том числе коров — на 6,5% (минус 159 тыс. голов), свиней — на 3% (минус 236 тыс. голов), птицы — на 7,3% (минус 17,7 млн голов).
За первое полугодие 2015 года почти на 200 сельскохозяйственных предприятий животноводческого направления стало меньше. Поэтому те, кто занимаются животноводством, независимо от объемов производства и видов продукции, должны оставаться на спецрежиме.
Проект налоговой реформы предусматривает возврат НДС при экспорте зерновых? Какие это суммы могут быть в год? Не является ли эта норма дискриминационной для товаропроизводителей (не экспортеров?)
Иван Мирошниченко: Отсутствие возмещения НДС при экспорте зерна фактически создает дискриминационные условия в отношении других товаров. И аграрная отрасль — единственная отрасль, которая поставлена в такие дискриминационные условия.
По объемам НДС, подлежащего возмещению экспортерам зерна за весь год, с учетом конъюнктуры и низких цен на мировых рынках, составит минимум 20 млрд грн.
Как быстро могут быть проголосованы, предложенные налоговые изменения?
Иван Мирошниченко: Считаю, что предложенные изменения вряд ли будут поддержаны без аргументированной, профессиональной дискуссии, пока не будет предложено реальных программ поддержки малых и средних сельхозпроизводителей, мелких фермерских хозяйств и семейных ферм. К этому времени голосовать такие изменения нельзя.
Как отразится отмена спецрежима на экономике Украины в целом?
Иван Мирошниченко: Я думаю, что следствием отмены спецрежима НДС станет сокращение 10% работников, занятых в сельхозпредприятиях. А это — от 60 тыс. до 100 тыс. человек. Фонд зарплаты в отрасли снизится более чем на 1,3 млрд грн, что скажется уменьшением налоговых поступлений. Очевидными последствиями станут рост нагрузки на бюджет из-за выплаты денежной помощи по безработице, снижению поступлений валютной выручки из-за уменьшения производства и падение экспорта.
Учитывая эти и другие обстоятельства, комитет выступил за недопущение отмены спецрежима налогообложения НДС сельхозпроизводителей с 1 января 2016 года. Соответствующие обращения направлены Президенту, премьер-министру Украины, председателю Парламента, Совету коалиции, руководителям депутатских фракций.
Мы принимали участие и в заседаниях рабочей группы по реформированию налогового законодательства. Там было высказано аргументированную позицию комитета на этот счет. Несмотря на это, предлагаемый законопроект о налоговой либерализации предусматривает отмену спецрежима налогообложения НДС, оставляет его только животноводческой отрасли. Кроме того, упрощенной системой налогообложения (платить фиксированный налог) могут пользоваться только те сельхозпроизводители, доход которых в течение календарного года не превышает 80 тыс. размеров минимальной заработной платы, и которые используют не более 3 тыс. га сельскохозяйственных угодий. При этом аграриям не предложено никакого другого эффективного инструмента государственной поддержки, ни компенсатора. Это может привести к сокращению агропроизводства и потери лидерских экспортных позиций.
Я считаю необходимым продолжить использование спецрежима налогообложения для всех аграриев. Это одна из эффективных форм государственной поддержки, которая в отличие от меняющихся целевых программ, оставляет товаропроизводителям реальные средства.
Поэтому без профессионального обсуждения, разработки и утверждения комплексных программ поддержки отраслей АПК, без поддержки фермерских хозяйств, семейных ферм, владельцев земельных паев, отмена спецрежима является отрицательным и недальновидным шагом.
Когда пройдут слушания о моратории на продажу земель сельхозназначения? И чего от них ожидать агропроизводителям?
Иван Мирошниченко: Предварительно в ноябре проведем соответствующие слушания. Вопрос купли-продажи земель разделило участников и в целом общество пополам. Часть пользователей земли, хотят стать полноценными владельцами участков, с реальным правом распоряжения землей. Других беспокоят возможные спекуляций и злоупотребления, в частности, учитывая проблемы кадастра.
Основной целью перед введением рынка земли является обеспечение прав и интересов наших граждан, которые получили земельные паи и земельные участки для собственного агробизнеса.
Члены комитета едины в том, что в Украине необходимо сначала завершить инвентаризацию и разграничение земель сельскохозяйственного назначения государственной, коммунальной и частной собственности. Надо провести нормативную денежную оценку земель сельскохозяйственного назначения, усовершенствовать процедуру регистрации земель, наполнить Государственный земельный кадастр информацией о земельных участках. Только тогда станет возможным предметное рассмотрение этого вопроса и наработки соответствующего закона.
Но даже к открытию полноценного рынка, считаю, что государство обязано помочь гражданам, получившим в далеких 90-х земельные паи. Государство, как никто другой, заинтересовано в организации такими гражданами небольших фермерских хозяйств, семейных ферм. Это откроет второе дыхание селу. Именно мелкие фермеры и семейные фермы способны возродить село, обеспечить работой и прибылью себя и других, увеличить, таким образом, стоимость собственной земли. Государство должно предоставить долгосрочные льготные кредиты на создание малых фермерских и семейных фермерских хозяйств, помочь гражданам-землевладельцам в управлении такими проектами.
Это могут быть проекты по тепличному хозяйству, садоводству, выращиванию ягод и фруктов, создание малой семейной фермы, другие проекты. Важно обеспечить высокий уровень локализации в их реализации.
Каким будет бюджет для АПК на 2016 год? Будут сокращены расходы из бюджета на него?
Иван Мирошниченко: Правительство 14 сентября подало в Верховную Раду проект госбюджета-2016 и в этот же день его отозвало. Поэтому парламентарии даже не видели основные показатели бюджета 2016 года. Необходима либеральная налоговая реформа, чтобы на ее основе принимать бюджет.
Ожидания, честно говоря, не самые лучшие, учитывая реанимационное состояние нашей экономики и непонятность ситуации на Востоке. Надеяться на значительные внешние инвестиции в условиях реальных и потенциальных рисков не приходится. Поэтому ограниченные ресурсы поддержки должны направить наиболее незащищенным, на программы, которые смогут помочь как можно большему количеству участников рынка.
Какие направления финансирования из бюджета на АПК стоит усилить, а какие наоборот уменьшить, почему?
Иван Мирошниченко: Убежден, что объем государственной поддержки аграрной отрасли, которая является локомотивом экономики критически низкий. В бюджете 2015 года в рамках бюджетной программы «Финансовая поддержка мероприятий в АПК путем удешевления кредитов» в регионы направлено лишь 300 млн грн.
Украине следует воспользоваться положительным опытом других стран по осуществлению государственной поддержки сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий. Это должно быть внедрение эффективных программ по финансовой поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставление им субсидий, компенсационных доплат на производство растениеводческой и животноводческой продукции, льготных кредитов для создания семейных ферм. Все меры господдержки должны иметь гарантированное ежегодное финансирование.
Оксана Пирожок, AgroPortal.ua