Об этом рассказал международный менеджер Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства UHBDP и технический директор Меннонитской Ассоциации Экономического Развития MEDA (Канада) Камран Абдуллаев.
«В Украине я вижу много возможностей. Очень много земли, и фермеры имеют к ней доступ. Да, в Канаде тоже много земли, но она не подходит для выращивания овощей и фруктов. Ассортимент плодоовощной продукции в Украине постоянно расширяется, но тем не менее рынок выглядит сравнительно бедно, многие продукты здесь не представлены. Почему? В Украине огромный рынок сбыта, есть много возможностей, и всё-таки есть ниши, которые пустуют. Украина — страна огромных возможностей», — сказал он.
По его мнению, самый главный актив человека — это сам человек. Как он подойдет к решению проблемы, к развитию какой-либо отрасли, так эта отрасль и будет формироваться.
«Украинский фермер сильно отличается от фермеров тех стран, в которых работает MEDA, он намного грамотнее, что, наверное, характерно всем предпринимателям из республик бывшего Союза. Малое фермерство — это чаще семейное хозяйство. В Украине социальные нормы, социальные связи между людьми, между семьями отличаются большей свободой», — считает он.
По мнению эксперта, Украина имеет свои географические особенности, она является частью Европы и соседствует с другими традиционными рынками (республиками бывшего Союза).
Камран Абдуллаев отметил, что в условиях закрытия российского рынка «фермеры должны развиваться как предприниматели, как личности, чтобы ориентироваться в ситуации и разнообразить каналы сбыта продукции».
«Сложившаяся ситуация в Украине — это вызов для фермеров… Фермер-предприниматель должен увидеть, что у него есть огромный потенциал. Именно вера в себя, понимание, что человек не один, что есть такие же, подобные ему, которые своим тяжелым трудом развивают и укрепляют не только свое хозяйство, но и экономику страны — все это объединяет людей и помогает раскрыть свой потенциал», — подчеркнул он.
Абдуллаев объяснил, что сейчас многие знают, как выращивать продукцию, даже знают, как ее продавать, но из-за того, что они это делают индивидуально, что не объединены в какие-то группы, они упускают большие возможности.
AgroPortal.ua по материалам UHBDP