Такое мнение высказал народный депутат, президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко.
Он отметил необходимость развития переработки и экспорта молочной продукции.
«Для реализации таких масштабных планов необходим процесс гармонизации законодательства с европейским законодательством и его имплементация. Сегодня ВРУ работает над законопроектами и подзаконными актами в контексте имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС, но можем констатировать, что этих усилий пока недостаточно для развития отрасли с желаемыми темпами», — сказал он.
Производство молока в стране пока сокращается, и эту тенденцию не удастся преодолеть еще как минимум три года, считает депутат. Зато сельскохозяйственные предприятия в течение последних шести лет увеличивают предложение высококачественного сырья, тогда как домохозяйства стабильно снижают производство молока, и предприятия почти не успевают компенсировать это снижение.
«От полноценного кризиса из-за уменьшения производства молока отрасль спасают в основном не лучшие факторы. Прежде всего это низкий уровень потребления молочных продуктов в Украине, обусловленный как низкими доходами украинцев, так и существенным уменьшением количества потребителей вследствие потери территорий и трудовой миграции», — отметил Козаченко.
Балансировать отрасли помогает также статус страны-экспортера, уточняет нардеп.
«Но несмотря на существующие негативы, последствия глубокого геополитического и экономического кризиса, начавшегося в 2014 году, украинским молочникам в значительной степени уже удалось преодолеть. Есть надежда, что «дно» в падении производства и потребления молочных продуктов в Украине уже пройдено. В текущем году, скорее всего, произойдет увеличение выпуска продукции для внутреннего рынка как за счет прогнозируемой ценовой стабилизации, так и за счет ожидаемого повышения благополучия украинцев», — отметил Козаченко.
Однако рассчитывать на существенное увеличение потребления молочных продуктов пока не стоит, поскольку меняется общий портрет потребителя — подросло так называемое «поколение пепси», считает эксперт.
«Значительный рост промышленного производства возможен только по определенным товарным позициям и только за счет прогнозируемого уменьшения предложения молочной продукции домохозяйствами. Это касается, в первую очередь, обычного молока, свежего творога, сметаны, то есть таких молокопродуктов, которые сегодня еще массово продаются на рынках, но объемы такой торговли будут обязательно уменьшаться», — уточнил он.
Интересно, что товарная и географическая структура экспорта молокопродуктов за последние годы кардинально изменилась. Если до 2013 года большинство экспортеров делали ставку на Россию и выходили туда, в основном, с сырами, то в последние годы основу внешних продаж составляет сливочное масло вместе со смежными в процессе его производства продуктами. При этом большая часть молочного экспорта уже осуществляется за пределы стран бывшего Советского Союза, подытожил депутат.
AgroPortal.ua по материалам УАК