Бюро экономической безопасности: как создание нового органа повлияет на бизнес

28 сентября 2020, 10:22 1907

Парламент принял в первом чтении законопроект №3087-д, предусматривающий создание в Украине Бюро экономической безопасности (БЭБ). Если документ вступит в силу, скорее всего, появится еще одно подобие налоговой милиции.

Такое мнение высказал доцент Университета государственной фискальной службы Украины Андрей Гмырин.

«Интересно, что в пояснительной записке к проекту закона его авторы говорят обратное: дескать, новый орган (БЭБ) избавит сферу финансовых расследований от дублирующих органов.

Процитирую другой, не менее интересный момент: «принятие этого закона приведет к более эффективной деятельности правоохранительных органов в сфере формирования и использования финансовых ресурсов государства и его экономической безопасности и, как следствие, уменьшению теневого бизнеса в Украине и увеличению поступлений налогов и сборов…», — отметил он.

Эксперт отмечает, что законопроект действительно выглядит привлекательным, поскольку предусматривает ликвидацию налоговой милиции, оптимизацию структуры и штата органов, ведущих борьбу с преступлениями в сфере экономики, устранение дублирующих функций за счет создания единого органа. Но оправдан ли этот оптимизм?

«Итак, в будущем бюро должно работать до 4000 человек — это гораздо меньше, чем количество работников ныне действующих органов. То есть, должно произойти сокращение штата. Ежемесячно работники БЭБ будут получать более 60 тыс. грн (оклад + доплаты и премии).

Отмечу: это неплохая мотивационная и антикоррупционная составляющая. Основной штатной единицей Бюро экономической безопасности должны стать детективы, которые объединят функции следователей и оперативников», — считает Андрей Гмырин.

Интересные, по его мнению, нововведения прописаны в заключительных положениях документа. Они предусматривают определенные изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины.

В частности, детективам бюро предоставляется приоритетное право расследовать преступления по ряду статей Уголовного Кодекса, предусматривающих ответственность за мошенничество, неуплату налогов, подделку документов, акциза, доведение банка до банкротства и тому подобное.

«В то же время в компетенцию детективов БЭБ почему-то не попали ст. 201 «Контрабанда» и ст. 209 «Легализация (отмывание) имущества, полученного преступным путем». Эти преступления законодатель предпочел оставить в подследственности СБУ, таможни и НАБУ, что наталкивает на разные догадки и подозрения», — считает Андрей Гмырин.

По мнению эксперта, законопроекту №3087-д не хватает четко выписанных правил взаимодействия БЭБ с другими структурами, которые занимаются вопросами финансовой стабильности и экономической безопасности государства.

«Скажем, бюро будет наделено правом вытребовать ту или иную информацию у Государственной службы финансового мониторинга, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, других государственных органов», — говорит он, отмечая, что о Государственной налоговой службе законопроект вообще не упоминает в этом контексте.

При этом о доступе к указанным данным сотрудникам БЭБ придется договариваться с распорядителями этой информации. То есть, видимо, бюро должно будет полагаться на добрую волю тех, кого собирается проверить.

«Принятый законопроект №3087-д напоминает мне другую невоплотившуюся идею — о создании Службы финансовых расследований. Эту идею продвигали несколько лет назад и в Кабмине, и в парламенте. Но не сложилось. Теперь вот вышли на БЭБ — изменили название органа и провели законопроект в первом чтении.

Хочу напомнить, что сегодня в Украине действует целый ряд правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями — это НАБУ, НАПК, ГБР, СБУ, Нацполиция. Их функции часто пересекаются, дублируют друг друга, а в итоге — сводят на нет всю следственную работу», — объясняет эксперт.

Более того, по его мнению, от наличия целой «плеяды клонов» страдают бюджет и бизнес. Создание Бюро экономической безопасности только расширит этот перечень.

«Получим дубликат налоговой милиции, которая часто-густо репрессирует предпринимателей, но не склонна анализировать ситуацию и искать пути решения проблем», — уверен Андрей Гмырин.

Он отметил, что ученые, которые занимаются изучением налоговой системы Украины, неоднократно предлагали создать единый орган, который бы занимался уплатой налогов и борьбой с теневыми схемами, реализовывал налоговую и таможенную политику, мониторил ситуацию в этих сферах и предлагал оптимальные решения.

«Этот орган мог бы объединить в себе действующие ныне Налоговую и Таможенную службы, Службу финансового мониторинга, Службу финансового аудита и Службу финансовых расследований.

Один из важнейших моментов такого объединения — создание единой автоматизированной информационно-аналитической системы. Тогда никому из сотрудников этого органа не пришлось бы просить у коллег разрешения на доступ к соответствующей информации», — объясняет эксперт.

Андрей Гмырин уверен, что в этом случае бизнес не страдал бы от бесконечных проверок и необходимости предоставлять кипы документов контролирующим органам.

«Жаль, но законопроект №3087-д, который Верховная Рада приняла в первом чтении, является лишь иллюзией эффективной реформы», — подытожил он.


AgroPortal.ua по материалам «Экономической правды»