Анализ рынка как метод снижения ценовых рисков на предприятии

22 августа 2017, 08:30 1769

По факту для производителей существуют два больших риска: риск урожайности и риск цены. Ежегодно множество методов применяется для увеличения урожайности, борьбы с вредителями и т. д. Анализ же рынка в условиях реалий Украины, когда большая часть урожая продается на спотовом рынке, позволяет минимизировать риск цены.

По данным прошлого маркетингового года, при 1000 га в стандартном севообороте риск цены составляет более $500 тыс.!

За исключением форвардов, с начала уборки урожая начинается момент принятия решений: нужны оборотные средства для будущей посевной, выплаты кредитов и т. д. Здесь Украина обычно начинает сильно увеличивать предложение зерновых и вместе с другими странами Черноморского региона давить на международные рынки, и это давление может длиться до октября месяца, после же ценовая динамика снова максимально повторяет движение рынка мирового.

Тем не менее, часть урожая чего-либо продавать нужно. В текущем году, согласно нашим оценкам, предложение в мире продовольственной пшеницы значительно снизится по сравнению с прошлым годом. Мы будем видеть более сильный ценовой разрыв между продоволкой и фуражом. Своим клиентам мы уже рекомендовали продать 40% урожая ячменя. Тем не менее, это общая стратегия, и каждая компания имеет свои особенности, поэтому стратегии под каждого клиента обсуждаются индивидуально. Первую же продажу продовольственной пшеницы мы будем рекомендовать осуществить не раньше конца ноября/декабря.

Зная, что в мире будет снижено предложение пшеницы, не говоря о качестве, весной мы советовали одному из клиентов не заключать форвард, в итоге, через некоторое время контракт был заключен на $7 выше, чем предлагалось раньше. Отмечу сразу, что данный прогноз касается текущего момента, что рынок — это как живой организм, он постоянно меняется, поэтому мы постоянно следим за рыночными индикаторами, давая при этом краткосрочные и среднесрочные прогнозы и рекомендации (занимаемся анализом рынка пшеницы, ячменя, кукурузы, подсолнечника, рапса и сои).

Что касается подсолнечника, текущий год может быть очень похож в ценовом развитии на прошлую кампанию. Несмотря на ожидаемое восстановление производства пальмового масла (нехватка которого в прошлом году обеспечивала поддержку рынку масел) и предполагаемое рекордное предложение подсолнечника из Украины (более 14 млн т), мировой спрос будет оставаться высоким, а мощностей по переработке подсолнечника в Украине хватит для рекордного урожая.

Ценовыми вершинами для подсолнечника в случае отсутствия дополнительных элементов по миру (которых в течение года может быть множество) могут стать декабрь, февраль (межсезонье по сое между Северным и Южным полушариями) и уже конец весны, когда мировое предложение стандартно сокращается. Тем не менее, не стоит задерживать подсолнечник до лета.

Опять же, рынок очень изменчив, поэтому необходимо постоянно быть в курсе событий — как локальных в Украине, так и мировой ситуации: следить за балансами, отчетами USDA, погодными условиями в основных странах-производителях и экспортерах.


Евгений Пастухов, директор филиала «ОДА Украина»