В текущем сезоне трудно прогнозировать цены

07 апреля 2016, 07:15 1639

Украина — один из крупнейших производителей и экспортеров зерновых в мире и эти культуры у нас в топ-приоритете.

Принятие решения сельхозпроизводителями, какую культуру сеять, зависит от цен и затрат на производство. Например, в США, где преобладают мелкие фермеры, которые обрабатывают 25-50 га, принимают во внимание цену сои и кукурузы на бирже. В зависимости от того, насколько разнятся цены на эти культуры, формируются и соотношение площади посевов. В Украине пока такой методике мало кто пользуется.

Есть несколько биржевых площадок, которые являются драйверами цен — Чикагская биржа (Chicago Mercantile Exchange, CME) и Французская биржа (MATIF). Чикагская является крупнейшей по количеству игроков и ликвидностью, но не имеет привязки товар-деньги, а является биржей финансовых инструментов. Несмотря на это, именно там формируются цены, на которые ориентируются все страны-экспортеры и международные компании-трейдеры. Индекативами на этой фондовой бирже являются цены на пшеницу, кукурузу и сою.

MATIF, в свою очередь, уникальна тем, что в отличие от Чикагской биржи, имеет определенную привязку к товару, поскольку от самого начала создавалась исходя из пропускной способности французских портов (то есть объемы торгов на бирже не могут превышать объемы перевалки зерна через порты Франции). Поэтому тот виртуальный объем, который вращается на бирже, вполне соответствует объемам перевалки через порты Франции. В основном на этой бирже смотрят цены на рапс и пшеницу.

Итак имеем базисную цену, где базис — это разница между ценой в Украине и на бирже. В базис входят расходы на логистику, комиссионные брокера и сюрвейера, заработок (маржа) трейдера и другие расходы. В теории, цена на бирже будет выше от цены в портах Украины именно на сумму этих расходов. Однако, время от времени, на рынке бывают «перекосы», когда цена на внутреннем рынке выше или аналогичная биржевой. Это происходит, когда нарушается баланс спроса и предложения, который является весомым фактором влияния на рынок.

Другой важный фактор при ценообразовании — это государственная политика отдельных стран, например, запрещение или ограничение экспорта или внедрение пошлины.

Цены, которые трейдеры предлагают аграриям, тоже могут различаться. Это зависит от платежеспособности трейдера и от сроков выполнения контракта.

В феврале-марте текущего года мы наблюдаем низкие цены на зерновые и масличные культуры, в первую очередь, из-за нестабильности на внешних рынках и превышение предложения зерна над спросом.

На практике, наименее выгодно продавать зерновые в сезон сбора урожая, к примеру, пшеницу в июле-августе. Каждая культура имеет свои сроки сбора, поэтому первый месяц сбора урожая — финансово наименее благоприятное время для продажи. Самое оптимальное для продажи — подержать зерно в течение 2-3 месяцев. Но нужно учитывать, что урожай собирает не только Украина, но и другие страны, которые являются крупными игроками на мировом рынке.

Другое дело с форвардными контрактами. Если сельхозпроизводитель анализирует цены и рынок и прогнозирует снижение цены на зерновые, то есть смысл часть урожая, скажем, 20-30%, продать по форварду, например весной, в апреле-мае.

Аграриям прежде всего нужно учитывать агрономические возможности и не засеивать все подсолнечником, даже если эта культура наиболее рентабельна, нужно взвешивать соотношение спроса и предложения продукции — ведь что будет с ценами, если большинство также решит сеять подсолнечник, пожалуй, несложно представить.

В текущем сезоне трудно прогнозировать цены. Но есть надежда, что все проблемы уже заложены в текущую низкую цену и значительных падений мы не ожидаем. Конечно, могут быть пики колебания, особенно когда начнется поступление информации об урожайности в странах или же погодные условия внесут свои коррективы. Поэтому от фермера требуется выдержка и тщательное отслеживание тенденций, которые господствуют на рынке. Это позволит оперативно отреагировать на рыночные реалии и получить лучшую цену на продукцию, поймав тот момент, когда выгодно продавать.

Сергей Курбатов, старший менеджер по коммерции компании AgroGeneration (по материалам «Аграрний тиждень. Україна»)