2,5 млн тонн грузов в год — такова мощность нового зернового терминала или, если быть точным, комплекса по перевалке сельскохозяйственной продукции. Строительные работы на этом участке начались в 2014 году, а вложения китайской стороны составили $75 млн.
«В августе 2014 года мы привлекли самую крупную китайскую инвестицию в Украине. В сентябре того года мы забили первую сваю, а сейчас здесь построен самый современный в Украине терминал», — говорит почетный президент ГП «Николаевский морской торговый порт» (возглавлял порт в 2005-2010 годах), глава наблюдательного совета компании «Український будівельник», генерального подрядчика проекта Василий Капацина.
Собственно, еще совсем недавно строящийся терминал считался проектом гонконгской компании Noble Agri. По данным СМИ, Noble в свое время приобрела работавшую в Николаевском порту «Дунайскую судоходно-стивидорную компанию» (ДССК). Именно на базе земельного участка и погрузочного терминала ДССК китайские инвесторы начали реализацию проекта зернокомплекса. Однако, в ходе нескольких крупных сделок COFCO приобрела 100% акций Noble Agri. Таким образом, именно эта структура стала владельцем и оператором николаевского терминала.
Государственная корпорация COFCO была создана в один год с рождением Китайской республики — и начала свое становление вместе с экономикой страны. Сегодня компания поставляет продукцию в более чем 60 стран мира. Она является крупнейшим производителем зерновых, масла и пищевых продуктов в Китае — и постепенно строит собственную глобальную сеть поставок зерна и пищевых продуктов на ключевые рынки, которая раскинется от Южной Америки до Южной Азии и пересечет всю Евразию через Черное море.
Вице-президент COFCO, генеральный директор COFCO Trading Чи Цзинтао в ходе торжественной церемонии запуска нового объекта рассказал, что компания имеет свои представительства в более чем 20 странах, ее мощности по хранению зерновых по всему миру превышают 30 млн т, а объемы производства и переработки пищевой продукции — более 90 млн т. Мощности перевалки в портовых комплексах COFCO достигают 53 млн т, а вместе с николаевским терминалом — превысят 55 млн т.
«Николаев не только известен своими судостроительными традициями, но и является важным портом на Черном море. Благодаря нашему сотрудничеству он внесет серьезный вклад в украинско-китайскую торговлю зерновыми и пищевыми продуктами — и вскоре может стать одной из ключевых точек перевалки сельскохозяйственных грузов в Восточной Европе. Более того, этот порт и этот терминал могут стать одним из ключевых звеньев в реализации проекта «Один пояс — один путь», — подчеркнул Чи Цзинтао (отметим, что данный проект объединяет глобальные китайские инициативы «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века» — Ред.).
По утверждению заместителя министра аграрной политики и продовольствия Украины Ярослава Краснопольского, Украина способна серьезно поддержать своих партнеров в дальнейшем развитии бизнеса. «Украина — мировой лидер по экспорту подсолнечного масла, занимает третье место в мире по экспорту ячменя, четвертое — по кукурузе, шестое — по пшенице. У нашего сотрудничества — весьма значительный потенциал. Украина — экспортер №1 в Китае, также мы открываем для себя в этой стране новые рынки — в частности, животноводческой, молочной и плодовоовощной продукции», — заявил замминистра.
Общий объем хранения на новом терминале — 136 тыс. т зерна. Он способен принимать 120 железнодорожных вагонов и 120 автомашин в сутки. Общая способность приемки — до 10 тыс. т зерна в сутки, отгрузки — до 20 тыс. т. По словам руководства украинского представительства COFCO, комплекс оснащен самым современным оборудованием: судопогрузочной машиной Neuero, силосным и транспортным оборудованием AGI, сушилками Stela, сепараторами Bühler, системой автоматизации и питания Siemens. Как отметил генеральный директор COFCO Agri Ukraine Владимир Осадчук, в этом проекте объединены китайские инвестиции, западноевропейское оборудование и украинский труд (здесь, к слову, созданы более 150 рабочих мест).
Глава компании «Український будівельник» Василий Капацина добавил, что еще в ходе строительства здесь ежедневно работали до 500 человек. «Мы, как генеральный подрядчик, привлекали компании из всех регионов страны. Этот проект — география Украины», — отметил он.
Апогеем церемонии стало торжественное разрезание ленточки главными действующими лицами. Старт дан: терминал COFCO в Украине запущен в эксплуатацию!
Сергей Ляликов, AgroPortal.ua