Выход украинского бизнеса на новые рынки: как сформировать экспортную стратегию и к кому обращаться за помощью

15 декабря 2016, 07:13 3501

Многие украинские компании находятся в ситуации, когда желания не совпадают с возможностями. Хотят экспортировать продукцию, но совершенно не понимают, как это делать и с чего начать.

В ходе VIII Международной конференции «Ведение агробизнеса в Украине» аналитик внешних рынков агрохолдинга «Мироновский хлебопродукт», а в прошлом эксперт аграрных рынков ассоциации УКАБ Александра Ковальчук поделилась мнением о существующих проблемах выхода компаний на международные рынки, а также рассказала, какой должна быть экспортная стратегия страны и отдельно взятой компании, чтобы успешно продавать украинскую продукцию за границу.

Роль государства в процессе выхода компании на новые рынки 

Выход на новые рынки — достаточно длительный и кропотливый процесс для любой компании. К сожалению, пока что взаимодействие государственных институтов и бизнеса проходит достаточно долго и сложно.

Среди основных проблем, с которым сталкивается компания при попытке экспортировать свою продукцию, можно выделить следующие: 

- отсутствие «единого окна» получения информации. Все необходимые данные нужно собирать по крупицам, поскольку ни министерства, ни профильные организации не могут структурировано и полно объяснить бизнесу процесс выхода на тот или иной рынок. Основной вопрос предпринимателя: «Что и как мне нужно сделать, чтобы продать свой продукт за границей?» — остается без ответа;

- бюрократическая рутина. Это касается получения ответов на официальные письма и запуска совместных проектов. Например, в Украине направление экспорта курируют сразу три ведомства: МИД, Минагропрод и МЭРТ. Потому организация декабрьской торговой миссии в станы Африки (Кения и Танзания) заняла более 3 месяцев. Данный случай является уникальным и первым подобным опытом. Благодаря личному вкладу в организацию и проведение торговой миссии Торгового представителя Украины Натальи Никольской, замминистра АПК Ольги Трофимцевой и Посла Украины в Кении Евгения Цимбалюка этот опыт можно транслировать на другие отрасли и бизнесы и успешно применять в работе;

- слабые дипломатические отношения Украины со многими странами. Например, одно украинское посольство работает на несколько Африканских государств. К зоне ответственности посольства Украины в Нигерии относятся еще четыре страны Западной Африки: Гамбия, Гана, Бенин и Того. В таких ситуациях украинскому бизнесу сложнее закрепиться и развиваться на Африканском континенте;

- отсутствие торговых представителей, которые на начальных стадиях анализа рынков могли бы помочь информацией. Например, создать портфель требований государства к импортным продуктам, сформировать полную картину пошлин и налогов, чтобы оценить потенциальную доходность всего проекта;

- отсутствие в Украине кредитного агентства. Такой орган мог помогать малому и среднему бизнесу в проведении экспортных операций и выходе на внешние рынки. 

Чем могут помочь профильные организации

Благодаря существованию профильных организаций и ассоциаций для бизнеса открывается альтернативная возможность получать информацию и консультирование. Мой опыт выхода и отстаивания собственных позиций на рынки ЕС, показал, что в ЕС компании сами не представляют свои интересы. Вместо них эту функцию выполняют профильные организации. Они выступают в качестве единого спикера от имени всех участников. Ведь в ассоциацию может входить много компаний, и это дает возможность собирать максимальное количество опыта и проблем, транслировать их государству слаженно и системно.

Очень важную роль в процессе налаживания торговых отношений между странами выполняет  торгово-промышленная палата. Наличие подписанного соглашения о сотрудничестве между ТПП Украины и ТПП другой страны может существенно упростить процесс сбора информации о принципах работы в рынке.

Для малых и средних производителей профильные организации могут сформировать понимание, куда и как двигаться с уже произведенными товарами. NGO кроме отстаивания интересов компаний-членов, также могут помогать другим игрокам внутреннего рынка аналитикой, контактами и опытом.

Процесс формирования экспортной стратегии 

Как же происходит процесс выхода на новый рынок? Его можно разделить на три условных этапа.

Первый этап подготовительный. Это анализ рынка дома, просчет прибыльности всей затеи, анализ возможных сложностей и рисков. На этом этапе бизнесу также следует критически посмотреть на свой продукт. Скорее всего, товару нужно будет пройти длительный и важный процесс изменений и трансформаций, не говоря уже о подготовке маркировки и упаковки в соответствии с особенностями каждой отдельно взятой страны. Это важный фактор, который влияет на то, чтобы на полке в супермаркете украинская продукция смотрелась органично, была понятна и привлекала внимание финального потребителя.

На этапе сбора информации своим опытом могут помочь члены профильных организаций и ассоциаций.

Второй изучение рынка на месте, поиск новых партнеров и переговоры с уже существующими. Для этого вам следует попасть в страну, изучить рынок изнутри, все особенности логистики, ценообразования, спроса и маркетинга. На этом этапе за помощью следует обращаться в посольства, ТПП и ассоциации.

Третий передача собранной информации и принятие решения. В процессе выхода на новые рынки вас не должно пугать отсутствие достоверной информации о работе рынка или отсутствие контактов партнеров. Следует привлекать к процессу все возможные государственные и не государственные институты. 

Стратегия компании МХП сейчас трансформируется: мы все еще направлены на B2B, но при этом постепенно развиваем B2C. Нам важно понимать, куда идет наша продукция и кто ее финальный потребитель.

В 2016 году мы открыли завод в Голландии. Также был открыт офис продаж и дистрибуции в ОАЭ. Мы готовы открывать новые офисы продаж и в других странах, для того, чтобы быть ближе к конечному покупателю. Мы гордимся увеличением продаж в странах Ближнего Востока, ЕС и Африки. После закрытия рынка России, многим производителям пришлось максимально быстро диверсифицировать свои рынки сбыта. Так, МХП в 2016 году открыл семь новых стран в Африке и Азии: Малайзию, Мальдивы, Азербайджан, Габон, Сьерра-Леоне, Кот Д’ивуар, ПАР.  

На сегодняшний день страны Африки и Азии — это ключевые рынки для продвижения всех украинских продуктов питания. Поэтому в полноценном осваивании этих континентов украинскими производителями нужна слаженная работа между компаниями, профильными организациями и государственными органами. Только при такой кооперации и компании, и страна в целом, могут рассчитывать на развитие и успешное будущее.


Оксана Пирожок, AgroPortal.ua по материалам презентации Александры Ковальчук в ходе VIII Международной конференции «Ведение агробизнеса в Украине»