Страхование зерна по зеленому коридору. Какие перспективы и стоимость

14 сентября 2022, 06:28 2312

Стоимость страхования на рынке существенно не изменилась, но есть другая проблема — уменьшилось количество поставщиков страховых услуг. Емкости перестрахования очень ограничены, и это достаточно серьезная проблема для многих страховых компаний.

Об этом AgroPortal.ua рассказал партнер компании BritMark Виталий Лебедовский.

propData.content.image
Виталий Лебедовский, партнер компании BritMark

Раньше все сложные риски страхования грузов, особенно больших, стоимостью от $10-20 млн, обычно перестраховывались факультативно у западных страховщиков отдельными договорами, по которым нужно было платить перестрахователю за границу. Но сейчас Национальный банк ограничивает валютные платежи за пределы Украины, поэтому страховщики не могут оплатить перестраховщикам услуги. Кроме того, страховые компании с иностранными инвестициями, то есть дочерние представительства крупных международных страховых холдингов, иногда не имеют разрешения главного офиса на страхование сложных рисков, ограничивая объемы покрытия.

По его словам, по «зерновому коридору» на нынешнем этапе вывозят из Украины, как правило, пшеницу, кукурузу и рапс. Первый груз, который помогли застраховать BritMark, — 25 тыс. т кукурузы, и это одна из первых страховок перевозок по «зеленому коридору» в Украине с начала войны. Стоимость страхования может составлять около 0,1% от общей суммы находящегося на судне груза. Но дополнительные риски, такие как война, бунты или недостача, могут существенно увеличить стоимость страхования.

«Вообще надо понимать, что отечественные страховщики могут сейчас покрывать риски войны, только когда судно выйдет за пределы украинских государственных вод, то есть это неполное покрытие. Полное страхование от военных рисков возможно, но его можно приобрести только в Лондоне. Такой вид страхования доступен для компаний, которые экспортируют продукцию, используя для продажи свое юридическое лицо, например, на Кипре. Такое страхование будет стоить уже от 1% общей суммы груза», — рассказывает Виталий Лебедовский.

Он добавляет, что клиенты настроены оптимистично, но действие «зернового коридора» гарантируется на ограниченный промежуток времени, и если срок будет пролонгирован, это позволит продолжать вывоз зерна, и экспортеры обязательно им воспользуются. Но пока что окончательно гарантировать дальнейшую работу «зернового коридора» невозможно на 100%.

«К тому же сегодня не так легко найти судно, поэтому экспорт зерна из Украины управляется почти в ручном режиме», — говорит Виталий Лебедовский.

По словам эксперта, наибольший риск для страхователя заключается в том, как возмещать ущерб, застрахованный у украинского страховщика, ведь если государство запрещает перевод денег за границу, то это касается и страховых возмещений. То есть если покупатель зерна из Турции или Египта, он не сможет получить средства, пока Нацбанк не снимет это ограничение.

«Для украинских страховщиков ситуация не очень благоприятная, ведь преимущественно клиенты ищут страховщиков за границей, а наши в большинстве случаев не могут дать хорошее предложение и теряют бизнес», — отмечает Виталий Лебедовский.


Наталия Помянская, AgroPortal.ua