Как делать страстный бизнес. Лайфхаки от «сладкой» женщины-предпринимателя

08 июня 2018, 07:02 4892

Эта красивая молодая женщина еще недавно руководила известным предприятием-брендом «Киевский БКК». Вывела его из застоя, сформировала новую команду. А потом резко развернула свою жизнь. Создала с нуля собственный сладкий бизнес с вызовом в названии OTHER sweets — «ДРУГИЕ сладости».

Как с детства настроиться на успех, стать непохожей на большинство и не терять увлеченность в бизнесе — Ирина Папуша доверительно рассказывает о своем бизнес-пути и делится советами с AgroPortal.ua.

Превзойти родителей. Вырваться из бедности

Мне хотелось вырваться из условий, в которых жили родители. Они всегда казались мне как будто со связанными крыльями, хотя имели хорошее инженерное образование, папа — даже высокий пост в Кривом Роге. Но было очевидно, что советская система не дала им реализоваться.

Я с детства представляла себя в бизнесе и понимала, что все зависит только от меня. Лепила что-то лучшее даже в мелочах. Например, перешивала мамины старые вещи в модные наряды.

Зарабатывать на способностях

Всегда хотела иметь собственные деньги. «Торгашки» из меня не получилось — закупленные на «7-м километре» вещи просто сносила сама, ничего не удалось продать. Зато успешно занималась репетиторством по английскому еще в школе.

Пошла учиться маркетингу. Мы, дети перестройки, понимали, что как раз начал формироваться рынок.

Студенткой преподавала экономику школьникам. Писать курсовые, дипломы за деньги тоже получалось супер. Преподаватели посоветовали идти в аспирантуру. Собрала вещи и отправилась в столицу.

Бежать быстрее других

Сразу поняла: мой кайф и моя цель — постоянное развитие. А по ходу добавлялось все остальное: деньги, лучшее жилье вместо общежития. Выигрывает тот, кто бежит быстрее.

Научиться общению, чтобы правильно управлять

Хотя и имела аспирантскую стипендию, с первых же дней в столице пошла работать. Сидела на горячей телефонной линии в проекте USAID, где готовили консультантов по приватизации. Научилась терпению, потому что найти общий язык надо было с очень разными людьми. Затем окончила еще несколько курсов по ораторскому мастерству и даже театральную студию. Уверена: правильным общением оттачивается стиль управления. Надо научиться говорить на одном языке и с дворником, и с министром.

Не видеть препятствий

Вряд ли снова так дерзко поступила бы: на следующую работу просто пришла и предложила себя сама.

Свободных вакансий не было, и объявлений редакция тогда популярного журнала для успешных деловых женщин «Академия» не давала. Я решилась зайти напрямую к редактору и сказать: «Люблю ваше издание. Вижу недостатки. Знаю, как конкретно от них избавиться». И — о чудо! — меня взяли. До сих пор благодарна Оксане Сиверчук как проницательному топ-менеджеру. Она для меня является примером сочетания стильной женщины и мудрого руководителя.

Восторженно работала маркетологом — сразу параллельно с обучением воплощала то, чему училась.

Вовремя распознавать рутину

Очень важно сильно увлекаться работой. Чтобы она полностью поглощала.

Сразу настораживаюсь, когда подступает ощущение рутины: еще немного, и станет скучно. Пора немедленно что-то менять.

Научилась предусматривать такую ситуацию и не входить в ступор. Важно видеть перспективы в бизнесе, с которым работаешь. Чтобы внезапно не упереться в потолок, за которым нет развития.

Как распознать опасный момент? Для меня это, например, когда среди рабочего дня вдруг появляется время на какие-то второстепенные звонки, встречи, разговоры. Когда на выходных совсем не вспоминаешь о живых рабочих проектах. Это уже сигнал. Есть еще куча мелких колокольчиков, как будто SOS: пора реагировать, скорее бежать.

Так же нормально воспринимаю, когда мои подчиненные растут, куда-то переходят.

Хуже, когда у сотрудников нет желания учиться и искать новое.

Источник фото: из личного архива Ирины Папуши
Источник фото: из личного архива Ирины Папуши

Максимально загрузить себя

Руководитель диссертации забывал, как я выгляжу, потому что приходила к нему редко. Зато работу сдавала вовремя.

Написала проект «Стратегическое развитие туристического комплекса Большая Ялта». Знала местность с детства, так как меня, болезненную, постоянно возили в Крым оздоравливаться. Было больно, что такое природное чудо не развивается.

Исследовала исторические источники, перезнакомилась с городскими чиновниками, раздавала массу анкет на набережной, чтобы проанализировать. Вырисовался четкий проект.

Преподаватели поняли. А чиновники не воплотили. Жаль.

Без отрыва от работы я защитила диссертацию, вышла замуж, родила дочь (одинаковые сумки для роддома стояли наготове и дома, и на работе).

Чем больше загружен, тем больше успеваешь по жизни. Расслабленному всегда не хватает времени. В выходные дни я кажусь себе менее результативной и злюсь.

Думаю, депрессии у людей происходят из-за того, что у них много лишнего времени.

Опережать рынок

Освоить продуктовый маркетинг мне повезло в группе компаний «Банкомсвязь», созданной многогранным человеком Анатолием Юркевичем. Он посоветовал мне много мудрых книг, и не только о бизнесе, но и, например, о духовном развитии, эзотерике и тому подобное.

Главное, что почерпнула: надо всегда идти впереди рынка, смотреть гораздо дальше. Юркевич не боялся производить инновационные продукты и развивать рынок. Также одним из первых начал осваивать международный рынок, лицензировался, вывел компанию на Варшавскую биржу.

Жесткость закаляет

Был и другой опыт.

«Выходи и работай» — сказали мне и показали кусочек стола. Стул к нему, как и новый департамент или более широкие полномочия, еще надо было самой добывать, а точнее — выгрызать.

В большом разнопрофильном холдинге, куда попала впоследствии, условия работы были такими жесткими, что я поняла: после этого точно больше ничего в жизни не боюсь.

Строжайшая служба безопасности не на шутку буквально запугивала, подозревая во всех смертных грехах без каких-либо причин.

Но мы запускали новые интересные продукты. Сформировалась отличная команда, большинство из которой теперь вижу на ведущих топ-позициях в большом бизнесе. Часть создала собственные компании. Видимо, жесткая закалка тоже бывает эффективной.

Повторяю Скарлетт О'Хара

Когда следующие работодатели начали переспрашивать, какой оттенок рабочего стола мне больше нравится, подумала, что шутят. Но они на самом деле старались создать суперкомфортные условия. Это был кардинально другой стиль ведения бизнеса и точно новый опыт. Эйч-ары так искусно вырисовали и подали мне мой же образ, обосновали, почему должна идти к ним, что я не могла отказаться.

Один из бывших владельцев группы компаний «Фокстрот» соблазнил меня предложением возглавить новый бизнес по продаже теплотехники.

Это был вызов. Пришлось прыгнуть с маркетинговой позиции сразу на менеджерскую, освоить ассортимент совершенно «не для девочки» и стать еще до 30 лет самостоятельным руководителем компании (а я всегда об этом мечтала).

Поблагодарила решительную Скарлетт О'Хара за фразу «Подумаю об этом завтра» и согласилась сразу. От себя добавила: «Главное ввязаться в драку, а там посмотрим», зная, что потом просто отступать уже будет некуда.

Знаю, что брать у руководителей

У владельца проекта Олега Головина научилась фантастическому умению управлять командами. С одной стороны, он давал полную свободу. Но если нужна была помощь, советовал и учил без каких-либо барьеров. Характерно: сначала вопросов к нему у меня было много, однако затем становилось заметно меньше, пока свелись к минимуму.

Везет ли мне с управленцами-наставниками? Они — интересные личности, каждый по-своему. Бери и черпай идеи и навыки. Если хочешь чему-то научиться, жизнь подводит к нужным людям.

Руководители высшей ступени, владельцы, как правило, очень быстро мыслят. Хотя решение принимают по-разному — кто-то мгновенно, кто-то медленно. Умеют смотреть на один и тот же вопрос, ситуацию с разных, в том числе и нестандартных точек зрения.

У них очень развито критическое мышление. Много смелости из-за постоянной ответственности. Они разбираются хорошо в сущности других людей и умеют выстраивать коммуникации.

Не общаюсь с людьми, которые постоянно ноют и на что-то жалуются. Не готова тратить на них свое время и равновесие. Очень трудно потом избавляться от негативной энергии.

Тянуться до уровня международного

Ни в одном вузе невозможно научить опыту, который мы по крупицам, набивая шишки, собирали проектной командой холдинговой компании «Континиум».

Готовя выход на IPO, работали с иностранным бизнесом, ездили по всему миру. Учились, потому что такое направление был совершенно новым для Украины.

По другому проекту искали инвестора для нефтеперерабатывающего комбината. Узнавали элементы бизнес-планирования на международном уровне.

Я была в этой многопрофильной группе директором по стратегическому развитию. А она для меня 4 года — настоящей школой жизни и управления.

Источник фото: из личного архива Ирины Папуши
Источник фото: из личного архива Ирины Папуши

Благословение на собственный бизнес

Именно «Континиум» благословил меня на первый собственный бизнес. Стали развивать автозаправки, которые могут зарабатывать не только на топливе, но и на дополнительных услугах, особенно пище, фастфудах. Помог опыт Европы. Мы с командой разработали несколько форматов быстрого питания в дороге. Часть из них воплощена (приятно замечать результаты своих проектов, когда заезжаю на заправки :)).

Но нужны были и другие идеи и предложения по качественной, хорошо упакованной, готовой к употреблению пище. Тогда Игорь Еремеев сказал, что было бы хорошо, чтобы кто-то ее производил для сети АЗС. Так появилась ТМ «Сэндвич клуб» и мой собственный бизнес.

Патриотический романтизм

Революции достоинства я благодарна за знакомство со многими прогрессивными и решительными молодыми реформаторами. Волна романтического патриотизма собрала нас в качестве консультантов на платформе Министерства экономики. Молодой бизнес искренне и амбициозно стремился изменить страну.

Но бизнесориентированная инициатива, как губкой, поглощалась бумажной работой, продавливанием, согласованием из-за толстой бюрократической прокладки чиновников. В такой системе предприниматели не видят главного для себя — быстрого результата.

Критической массы людей нового мышления во власти недостаточно. Думаю, пока их менее 1%.

На эмоциях поехали помогать новому одесскому губернатору.

Вообще не за деньги. Это был никакой не бизнес-проект. Вспомнила диссертацию, появилась надежда: нет Крыма, но есть Одесса — вот где воплотится мечта. Местный бизнес охотно объединился в туристическую ассоциацию и был готов вкладывать средства в проекты, если бы они поддерживались. Много полезного сделали. Есть отзывы до сих пор. Ассоциация и дальше действует.

Жаль, что невероятный уровень доверия был направлен не на того лидера. Эффект мог бы быть невероятным!

Формировать критическую массу

Осознание того, насколько важно иметь в команде достаточно современно настроенных людей, помогло мне достичь результатов при реформировании предприятия с традициями — ООО «Киевский БКК». С ним я стала «сладкой» женщиной :).

Мне нравится такой масштаб — более 700 сотрудников. Если предыдущие бизнесы были школой, то руководство БКК — это воплощение всего моего опыта.

На традиционном постсоветском предприятии, которое долго было государственным, ключ был не в продажах, прибылях и реструктуризации. Нужна была новая команда.

Топ-состав меняли процентов на 90. Да, трудно. Конечно, был и негатив. Но по-другому система не заработала бы. Пытались с людьми, с которыми прощались, оставаться в хороших отношениях.

Транслировать изменения рядовым сотрудниками вроде бы и труднее. Но когда им постоянно, ежедневно сверху поступают здоровые новые посылы, то и общая культура формируется увереннее.

На первом же совместном корпоративе, где работники праздновали, участвовали в конкурсах вместе с руководством, многие говорили: все изменилось кардинально. Людям лишь надо, чтобы их слышали и относились с уважением. Тогда и от них будет отдача.

На топ-уровне атмосфера поменялась быстро: у людей загорелись глаза, появились невероятные инициативы. Редко когда приходилось говорить, что делать. Это принципиально разные вещи: или руководитель ставит задачу, или просто поддерживает то, что менеджер сам предложил. Когда есть комфортная атмосфера, люди фонтанируют идеями — становится легко работать.

Успех БКК доказал: функция руководителя — это на 80% работа с персоналом.

Скорость равнять по лидеру

Команда — не статичный, а очень динамичный организм. Скорости у всех разные. И часто уровень успешности определяют по отстающему. Как только руководитель ускорился и почувствовал разрыв, должен команду или доучить или сменить.

В таких ситуациях напоминаю простую классику от «Алисы в Стране Чудес»: надо очень быстро бежать, чтобы только просто оставаться на месте. Если хочешь попасть куда-то — беги, как минимум, вдвое быстрее.

Не бежишь — в команде не закрепишься. Кто научился бежать в заданном ритме и получать кайф, те оставались. Кто не из такого теста, ушли. В команде поняли, что нужно постоянно учиться и развиваться.

Такая схема работает на любом количестве людей. Овладевает менеджерами из топ-десятки, а потом естественно распространяется на другие уровни.

Сладкая страсть

Опыт БКК убедил меня, что украинцы как потребители — просто супер. Они готовы покупать меньше, но самое вкусное, самое лучшее. И ценят натуральность.

Мы часто поднимали цены на хорошую продукцию и не боялись, потому что потребитель оставался с нами. Хорошее не может быть дешевым. Мы не опускались в качестве, не портились искусственными составляющими.

Поэтому для меня логично было запустить собственный бизнес производства эксклюзивных здоровых десертов OTHER sweets: тортов и пирожных, печенья и пряников. Абсолютно уверена в своем сегменте. К качеству еще добавляю изысканную эстетику вкуса и дизайна. Потому что сама тоже не просто сладкоежка, а страстная гурманка.

Кондитерка вообще сейчас стала очень запрашиваемой отраслью. Тот же БКК выпускает качественную и вкусную продукцию. Это добротный уровень масс-маркета.

Но вижу, что также сформировалась страстная аудитория, которая любит жизнь и позволяет себе маленькие слабости, которые, однако, не влияют на здоровье и красивую внешность. Все должно быть изысканно и натурально. Для такой аудитории выбрала лозунг: «Наслаждение без сожаления. Большая страсть в маленьком кусочке!».


Ирина Садовая, AgroPortal.ua