Как завершается 2018 год для Комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений, какие достижения и есть ли недоработки?
Вадим Ивченко: Если подытоживать этот год, то замечу, что удалось решить ряд проблемных вопросов Земельного кодекса, усовершенствовать земельное законодательство лишь частично. Это те вещи, которые сегодня можем назвать плюсами работы аграрного комитета Верховной Рады Украины за уходящий год.
Вместе с тем, не удалось все же «продавить» правительство через депутатские обращения и через Комитет Верховной Рады по вопросам аграрной политики относительно прозрачного и государственнического распределения средств государственной поддержки, не удалось отстоять 1 млрд грн, которые забрали у аграриев в 2019 году во время голосования за Государственный бюджет. Также не удается противостоять крупным агрохолдингам и компаниям, которые фактически лоббируют бизнесовые вещи, такие, например, как строительство вагонов-зерновозов, на покупку которых теперь пойдут средства государственной аграрной поддержки.
Не удалось решить больной вопрос рейдерства, поскольку антирейдерский законопроект (№8121), где совершенствуется вопрос реестров ГЗК, так и не был внесен в Верховную Раду во втором чтении. Зато сняли квоту «А» и установили минимальные цены на сахар и сахарную свеклу, был рассмотрен ряд других вопросов, которые существенно не влияют на аграрный сектор.
Вы отметили, что в госбюджете-2019 у аграриев «отминусовали» 1 млрд грн — по 500 млн грн по программе поддержки животноводства и поддержки сельхозпроизводителей. Как отразится это на отрасли?
Вадим Ивченко: Я думаю, что ситуация в аграрном секторе даже с этой суммой поддержки, которая запланирована на следующий год, значительно не изменится, поскольку аграрная политика сегодня в Украине такова, что не видит, не учитывает малого товаропроизводителя.
За три года у нас сократилось на 500 тысяч количество домохозяйств, а это почти 1 млн гектаров земли, от которой отказались и отдали в аренду крупным компаниям. Зато за три года количество предприятий, которые обрабатывают от 10 тыс. га, увеличилось с 80 до 93. То есть имеем тенденцию к уменьшению домохозяйств и увеличению крупных агрокомпаний. И эта тенденция при любых условиях не будет меняться, поскольку из года в год одни и те же компании получают государственную поддержку.
В целом, по вашему мнению, насколько действенной и эффективной сегодня является государственная поддержка агропроизводителей и фермерских хозяйств?
Вадим Ивченко: Резонный вопрос, ведь второй год подряд неиспользованные средства, которые мы так трудно выбиваем для аграрного сектора, возвращаются в бюджет. Почему так происходит? Это прежде всего вопрос к команде, которая сегодня возглавляет страну. Команда Президента Порошенко не может эффективно распределить средства, которые выделяет Верховная Рада. Должны произойти политические ротации или политическая смена руководства соответствующих ведомств, потому что это большие средства для аграрного сектора, мы фактически «бьемся» за каждый миллион, а теряем миллиарды.
Вы говорите, что в Украине уменьшается количество домохозяйств, которые задействованы в сельском хозяйстве. Есть ли видение того, как выстроить систему, которая бы стимулировала сельских жителей работать на своей земле, а не сдавать в аренду?
Вадим Ивченко: Есть несколько критериев. Первое — нужно обозначить именно тех фермеров, которые понимают, что такое аграрный сектор и как выращивать продукцию, перерабатывать, реализовывать.
Второе — узнать, что нужно этим фермерам: какая государственная поддержка для них будет полезной. Иными словами, провести паспортизацию этих фермеров. Возможно, им нужна помощь или поддержка в системе налогообложения, уменьшения количества проверок, помощь в реализации продукции или дешевые кредиты.
На самом деле, это и есть аграрная политика. Ведь кроме Министерства аграрной политики и продовольствия, существуют еще региональные управления агропромышленного развития. И их задача — собрать фермеров, провести их паспортизацию и понять реальные проблемы небольших сельхозпроизводителей. Уже от этого формировать государственную поддержку, аграрную политику, законодательство, финансово-кредитную политику.
В Украине достаточно разветвленный аграрный сектор, начиная от малого хозяйства и заканчивая экспортерами, трейдерами. Мы должны всем найти свою нишу и понять, что мы можем сделать для каждого, чтобы они повысили эффективность своего хозяйства.
Минагропрод анонсировал новую бюджетную субсидию — для новосозданных семейных фермерских и фермерских хозяйств дотация составит 3 тыс. грн на 1 гектар. Благодаря таким выплатам хотят вывести фермеров «из тени». Как думаете — сработает?
Вадим Ивченко: Верховная Рада прописала стимулы для семейного фермерского хозяйства в одном из важнейших законопроектов — относительно унормирования вопроса создания семейных фермерских хозяйств. Это был законопроект от «Батькивщины».
Семейные фермы получили статус сельхозтоваропроизводителя. Люди, которые будут регистрироваться как семейная ферма, будут иметь статус, государство будет платить за них единый социальный взнос в Пенсионный фонд. Следовательно, они с первого дня регистрации будут получать пенсионный стаж. А также на этих людей будет распространяться государственная поддержка — то есть бюджет, который будет распределяться на аграрный сектор, пойдет и на поддержку и создание семейных ферм.
Теперь нужно работать с каждым фермером и понять, какие у него планы на будущее, как хочет хозяйничать через 5 лет, что хочет иметь? И это значит, что этот семейный фермер получает поддержку не только в уплате налогов за 10 лет и пенсионный стаж, а еще будет претендовать на ту государственную поддержку, которая предоставляется каждый год, и в течение 5 лет он реализует то, что запланировал. Это означает, что таким образом мы его будем побуждать не просто тратить средства на то, чтобы перекрыть производственный процесс, а вкладывать их в будущее развитие бизнеса.
Нам важно, чтобы сельхозтоваропроизводитель был сильным, производил безопасную продукцию и был конкурентоспособным.
При этом народные депутаты работают над тем, как усовершенствовать законодательство, а исполнители должны правильно донести до каждого аграрную политику. Деньги должны расходоваться таким образом, чтобы мы видели перспективу в фермере или семейном фермерском хозяйстве. Я только за такой подход.
По вашим прогнозам, что будет с рынком земли?
Вадим Ивченко: Фермеры 4 декабря вышли под Верховную Раду с требованием продлить мораторий на продажу сельскохозяйственных земель. Я знаю как минимум две аграрные ассоциации — Ассоциация фермеров и частных землевладельцев и Всеукраинская аграрная рада, которые против немедленного снятия моратория.
Все понимают, что мораторий — это временная мера, но он должен быть продлен до тех пор, когда заработает нормальная кредитная система, чтобы можно было взять кредит под покупку земли под низкие проценты — так, как это происходит в Европе; когда в Украине будут создаваться сельскохозяйственные кооперативы, которые смогут продавать свою продукцию и экспортировать ее за пределы страны; когда аграрная политика повернется лицом к малому фермеру, семейному или единоличнику.
У нас осталось достаточно много проблемных вопросов: распаевать земли государственных предприятий Министерства аграрной политики и продовольствия, в подчинении которого 504 предприятия различных форм собственности; решить вопросы реформирования НААН; создавать в каждом селе, а их у нас 39 тысяч, по 40 семейных фермерских хозяйств ежегодно. В результате получим 120 тыс. семейных фермерских хозяйств и 480 тыс. селян, задействованных в сельском хозяйстве.
После этого мы посмотрим и оценим ситуацию в аграрном секторе: насколько средние товаропроизводители вовлечены в переработку, получили ли дешевые кредиты и готовы ли выходить на рынок, насколько маленькие фермеры готовы покупать 2-3 гектара, чтобы расширять хозяйства, и что происходит с теневым рынком.
Кстати, как предотвратить теневой оборот земель?
Вадим Ивченко: У «Батькивщины» есть проект, который мы запустим сразу после смены Президента, чтобы предотвратить теневой оборот земель. Через 3-4 года результаты проекта покажут, насколько мы готовы к открытию рынка. Ведь Украине нужно двигаться в сторону нормальных европейских правил оборота земель. И даже если мы сегодня примем Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», мы не сможем это сделать по цивилизованным европейским правилам, потому что очевидным фактом является то (как предлагает БПП), что один фермер может забрать до 33% земли в одном районе. В этой Верховной Раде невозможно провести закон об ограничении в 100-200 га на одно физическое лицо, поэтому поспешное открытие рынка земли приведет к нежелательным результатам для сельхозтоваропроизводителей.
По предложению от «Батькивщины», на первом этапе это должно быть не более 100-200 га, право предоставляется только физическим лицам, каждый год денежная оценка земли и индексация должна определяться общиной. Поэтому над этим вопросом нужно еще работать, поскольку может быть хаотичный рынок, и мы не соберем в кучу землю потом, а это значит, что потеряем влияние на это навсегда как государство.
Как вы оцениваете реформу децентрализации, не возникла ли необходимость ее совершенствования в процессе внедрения?
Вадим Ивченко: Скажу непопулярную вещь: примерно треть ОТО создались под кого-то. Вот у нас их сейчас 865, то есть фактически 250 общин уже создано под конкретного владельца предприятия, агрохолдинг или фермера.
При таких условиях все понимают, что земля будет предоставляться в одни руки, туда не будут пускать других инвесторов или агропроизводителей, не будет подниматься нормативно-денежная оценка земли, не будет конкуренции. В этих ОТО будут лоббировать интересы конкретных производителей. Нам системно нужно ввести влияние и контроль за решениями или создать противовес необдуманным или откровенно лоббистским решениям ОМС.
В этой плоскости стоит говорить о параллельных проектах — передача земли общинам и сразу государственный надзор и рычаги влияния в случае пренебрежения моральными или социальными нормами. Для этого должны быть приняты соответствующие законы, которые с одной стороны дают землю общинам и одновременно обеспечивают государственный контроль за этим процессом.
Сейчас много критики относительно реформирования сельской медицины. По вашему мнению, насколько результативной она будет?
Вадим Ивченко: Вопрос сельской медицины заключается в одном — как обеспечить семейного врача быстрым доступом к каждому дому. Во-первых, семейному врачу на селе нужен стимул в виде увеличенной зарплаты, обеспечение передвижения, открытые ФАПы и амбулатории в соответствующих селах. У нас реформа состоялась, а чиновники не выделяют средства на создание ФАПов. И здесь не поможет никакая телемедицина. Люди хотят, чтобы к ним приехал врач, посмотрел, помог и предоставил при необходимости социальные лекарства. Нужно системно проводить реформу. Особенно нуждается в пересмотре вопрос доступа социально незащищенных слоев населения к медицинским услугам и лечению.
Актуальный вопрос на сегодня — повлияет ли на аграрную отрасль введение военного положения в 10-ти областях Украины, учитывая, что все порты, экспортные сообщения находятся именно в этих областях?
Вадим Ивченко: Наибольший вред аграрной отрасли приносит Путин, блокируя выходы из Бердянска, Мариуполя, Одессы в пролив Босфор. Если торговые суда перестанут выходить в пролив, то это будет самая большая проблема для украинских аграриев.
Сегодня порты, которые отгружают — в Николаеве и Одессе, работают, а порты в Бердянске и Мариуполе стоят. Также еще не определено, как будут действовать военные администрации, если они будут решать вопросы доставки товаров для нужд армии. То есть, мы еще не знаем, как это будет влиять на работу «Укрзализныци» при условии потребностей в первую очередь пропускать эшелоны с этими товарами.
Для аграриев, экспортеров важно, чтобы мы вовремя смогли загрузить, отправить, экспортировать и получить средства. Чтобы логистика работала в штатном режиме. Как будет на самом деле происходить, мы сможем увидеть через 30 дней.
Какие планы вы ставите перед собой, как народным депутатом, на 2019 год?
Вадим Ивченко: Прежде всего нужно на законодательном уровне исключить рейдерство, а для этого следует принять во втором чтении законопроект №8121, который призван ввести ряд антирейдерских мероприятий и установить действенные предохранители по защите имущественных прав собственников и пользователей земельных участков.
Относительно земельного вопроса, то нужно принять законопроект №7060, который позволит убрать посредников и граждан из других сфер деятельности, а землю будут получать те, кто будет заниматься сельским хозяйством. Разрешается выкупать до 10 га земли, например, для ведения органического земледелия, животноводства. Эти направления с долгосрочными инвестициями требуют уверенности в наличии собственной земли.
В следующем году мы будем внедрять аграрную политику для малых, средних и крупных сельхозпроизводителей, работать над удешевлением кредитов, обеспечивать поддержку.
Также будем работать над открытием новых рынков, в частности Китая, для всей продукции животноводства, и это колоссальные возможности, которые позволят увеличить втрое поступления валютной выручки от аграрного комплекса.
Чего ожидать аграриям в следующем году — году двойных выборов?
Вадим Ивченко: 2019 год будет определяющим в плане следующей пятилетки. Сменится Президент и Верховная Рада, и мы сможем планировать следующие пять лет. Все зависит от того, кто придет к власти, какая политическая воля у руководства государства, увидим новую сложившуюся аграрную команду — аграрный комитет, министерство, правительство, министерство финансов. И только тогда сможем планировать, дискутировать по поводу первоочередных шагов в среднесрочной трехлетней перспективе и уже делать определенные прогнозы.
Следующий год мы будем жить, как и этот, — решать текущие вопросы, которые глобально не развивают аграрную отрасль. Сейчас трудно сказать, что произойдет, но точно знаю, что команда Порошенко сменится, это уже свершившийся факт, поэтому будет сформирована новая команда в Верховной Раде. Надеемся, что все же мы внесем стабильность в аграрный комплекс.
Для справки: Вадим Ивченко прошел в Верховную Раду в ноябре 2014 года по общегосударственному многомандатному округу номером 6 в списке «Батькивщины». За весь срок народным депутатом инициировано 209 законопроектов, за 2018 год — 56. Количество законопроектов, которые стали за это время действующими актами, — 31, из них один — в этом году. Занимает 6-ю строчку среди всех депутатов по количеству зарегистрированных законопроектов.
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua