Вместе навсегда, или Что будет с ОТО?

21 ноября 2018, 07:00 5671

Процесс децентрализации в Украине длится 4 года. За это время множество сел в стране уже развиваются из собственного бюджета. Другие же еще не определились и пока не входят ни в одну объединенную территориальную общину.

В 2014 году правительство приняло решение о передаче полномочий местным советам. Это означает, что теперь распоряжаться собственными оборотными средствами села смогут самостоятельно, а также решать, на что именно их тратить.

Вместе с этим, процесс объединения еще идет, поскольку по закону формирование общин — дело добровольное. А пока еще не все населенные пункты выявляют желание кооперироваться. Тут есть и свои минусы, потому что сформированные ОТО показывают действительно хорошие экономические результаты.

Как это работает на деле?

Процесс объединения сел в ОТО происходит по методологии, разработанной Министерством регионального развития. При этом носит исключительно рекомендационный характер, поскольку объединение — это инициатива добровольного характера. Методология определяет общие черты ОТО как территориальную доступность. При этом все показатели могут отличаться друг от друга в зависимости от плотности населенных пунктов.

Факторы, влияющие на добровольное объединение, очень разные, сходятся даже в совместных амбициях по развитию. Объективным фактором является центр экономической активности, при наличии инфраструктуры и территориальной доступности для всех, вокруг которого обрастает ОТО.

Исходя из этого будущее объединение формирует перспективный план по областям и подает на рассмотрение. Иногда в процессе доприсоединяются еще села, которые по тем или иным причинам не входили в изначальный состав. Соответственно, те общины ведут переговоры с обладминистрацией, и вносятся изменения в план.

Согласно методологии Минрегиона, ОТО должна быть финансово обеспеченной если не на момент присоединения, то в обозримом будущем как факт. Основная фишка ОТО состоит в том, что ее бюджет формируется из 60% НДФЛ, который платит население, и он был бы достаточным для бездефицитного функционирования общины.

В конечном итоге не от господдержки будет зависеть финансовая независимость ОТО, а от собственной налоговой базы. Именно поэтому фактор населенности ОТО является ключевым в ее благополучии. К примеру, ОТО с населением менее 5 тыс. человек уже считается проблемной, чтобы выйти в финансовый плюс.

Что имеем на сегодня?

По состоянию на октябрь 2018 года в Украине уже сформировано 705 ОТО, 138 из которых сейчас ждут решения ЦВК по первым местным выборам. То есть по факту уже имеем 838 ОТО, которые занимают 202 тыс. км2, или 36,2% территорий. По данным Госстата, в ОТО на сегодня уже проживает 20% общего количества населения страны, или 7,1 млн человек.

Как правило, средний размер ОТО составляет 4-5 разных территориальных общин, общим количеством населения до 8,5 тыс. человек.

В 2015 году в Украине была создана Ассоциация объединенных территориальных общин, которая сконцентрирована на обеспечении различных услуг для ОТО-членов. К примеру, это юридическое сопровождение в судах, в случаях если при процессе объединения возникают спорные вопросы. Сегодня в ассоциации состоит 220 ОТО, но процесс присоединения членов идет чуть ли не каждый день.

Интересно, что финансовый фактор ОТО действительно начал показывать прирост. Доля доходов в собственные местные бюджеты с 5,1% в 2014 году поднялась до 7,1% в 2018 году. По результатам за август текущего года ОТО заработали 148,9 млрд грн суммарно, до конца года ожидается, что эта сумма вырастет до 231 млрд грн. Для сравнения, еще 4 года назад общая казна ОТО составляла всего 68,6 млрд грн.

Порознь все равно большинство?

Множество сел еще не определились, куда хотят вступать. В период за 2015–2018 гг. 35,1%, или 3839 территориальных общин объединились в ОТО. При этом 64,9%, или 7113 общин еще не определились с выбором и проживают без статуса ОТО. В Ассоциации ОТО говорят, что общины теряют существенные средства государственной субвенции только потому, что они еще не объединились.

«В этом в какой-то мере виноваты сельские головы и сельсоветы, которые не голосуют за объединение. Конституционно все люди должны иметь одинаковые услуги вне зависимости от того, где они живут», — отмечает директор по развитию Ассоциации ОТО Игорь Абрамюк.

По его словам, из-за такого положения дел теряют сами села, потому что ОТО — это в первую очередь экономически выгодно. «Реформа децентрализации нацелена на оптимизацию государственных затрат на управление территориями», — говорит Абрамюк.

В ассоциации считают, что уже к 2020 году процесс объединения в ОТО будет завершен. А следующие парламентские выборы при любых раскладах должны проходить уже с новым административно-территориальным устоем. Поскольку сейчас половина сел не получают тех услуг и повышения уровня сервиса и публичных услуг, которые уже доступны людям в ОТО.

Он также отмечает, что уже через 2 года процесс объединения будет завершен. «Украина должна идти на следующие местные выборы осенью 2020 года с новым административно-территориальным устройством. Потому что неправильно, когда половина населения страны живет в ОТО, а половина — в еще не объединившихся поселках и селах. Это фактически дискриминация части населения, поскольку эти люди не могут получить от местной власти того уровня сервиса и тех публичных услуг, которые уже доступны людям в ОТО», — подчеркивает он.

Обратная сторона медали

При всех явных плюсах ОТО, не все общины спешат объединяться. Причин тут много, начиная от недостаточной активности руководства сел до того факта, что из уже объединенной ОТО выйти законодательно нельзя. В первых версиях закона про ОТО не было определения «добровольного» объединения, этот термин добавили потом. Правительство могло взять функцию объединения на себя, вместе с этим экономический результат от ОТО на сегодня мог бы быть совершенно другим. Но именно эта добровольность дала как плюсы, так и минусы, которые сильно затянули процесс.

Главное преимущество в том, что это оживило жизнь на местах, особенно там, где даже намека на самоуправление не было. Люди начали понимать, что от них что-то зависит — а именно благосостояние общины, где они будут жить.

Вместе с этим, нельзя отменять и ситуативные факторы, когда некоторые общины образуются вокруг определенного землесобственника или политика. Есть случаи саботажа со стороны местных органов управления.

Так, недавний случай в Новоднестровской ОТО Сокирянского района с. Ломачинцы показал, что есть и вторая сторона медали. Суть конфликта состояла в том, что депутаты Ломачинского сельского совета после перевыборов продолжают незаконно совершать действия от имени органа местного самоуправления. Не обошлось и без типичных рейдерских угроз физической расправы и порчи имущества. Вопрос даже дошел до Премьер-министра, которому подают список всех местных депутатов, противящихся децентрализации. Вместе с этим, дело пока рассматривают в судах.

Затянутые временные рамки объединения в ОТО могут толкнуть государство на ускорение процесса самостоятельно. И если сейчас ОТО формируются на основании «полюбовного» договора, где каждая область ищет выгоду, то для завершения реформы государство может скорректировать конфигурацию ОТО. Это учитывая то, что пока законодательно прописанной процедуры выхода из ОТО по сути нет, и разъединить населенные пункты можно только в судебном порядке.


Из первых уст:

Владимир Плетюк, председатель Шумской ОТО, Тернопольская область

Шумская ОТО начала свою фактическую деятельность после местных выборов в октябре 2015 года. Община является крупнейшей в Тернопольской области — в ее состав вошли 35 сел района и г. Шумск.

По моему мнению, процесс реформ необратим, и децентрализация местного самоуправления — единственно верный путь развития нашего государства в поступательном продвижении к стандартам Евросоюза и НАТО.

В процессе объединения сначала всегда существует недоверие, опасение. Сколько сельсоветов объединяется? Где будут выборы? Справится ли община со своими функциями? Одним из рисков при объединении нашей общины была проблема нехватки доверия членов общин к процессу объединения, выполнению социальных обязательств новосозданными органами местного самоуправления по отношению к представителям финансово слабых сельских советов. Но ситуация постепенно менялась, уровень доверия граждан рос с каждым успешным шагом. Люди почувствовали положительные изменения: ремонт дорог, увеличение рабочих мест и улучшение инфраструктуры на селе — все это успешные шаги объединения.


Светлана Палисика, поселковый голова пгт Чечельник, Винницкая область

Наш поселок, к сожалению, не входит в ОТО. Причиной тому, я думаю, является нехватка инициативных людей, которые бы хорошо разбирались в объединении и умели грамотно провести эту процедуру. Конечно, попытки к объединению были, и на районном уровне об этом постоянно идет речь, но надеемся, что мы все-таки сумеем объединить наши силы с другими общинами до того момента, когда произойдет уже принудительная децентрализация.


Василий Балук, сельский голова с. Большой Говилов, Тернопольская область

Наше село только год как вошло в состав Хоростковской ОТО, поэтому пока идет процесс шлифовки нашей работы с другими населенными пунктами, ищем квалифицированные кадры, формируем бюджет. Но вместе с этим, мы уже можем использовать средства, которые выделяются на развитие инфраструктуры: за этот период сделано часть дороги, автобусные остановки, ремонты в школе и детском саду, частично — в доме культуры. Сейчас планируем обустроить конференц-зал и хореографический зал.

Хочу заметить, что за два года до объединения мы, как сельский совет, работали над тем, чтобы войти в ОТО самодостаточным селом, чтобы другие села могли перенять у нас опыт, и мы вместе стали целостной и процветающей общиной.


Наталия Ключникова, AgroPortal.ua