Смартфон вам в поле

11 апреля 2017, 07:29 9050

Новейшие гаджеты стремительно ворвались в повседневную жизнь сельхозтоваропроизводителей. И как бы кто ни сопротивлялся, приходится идти в ногу со временем, так как мобильные приложения становятся неотъемлемой частью эффективного агропроизводства. AgroPortal.ua расспросил украинских аграриев, настроили ли они свои смартфоны на аграрную волну.

Готовность к МОБИЛизации

Заместитель коммерческого директора по агротехнологическим вопросам Торгового дома «Насиння» Виталий Андрющенко говорит, что до выхода в поле работает со справочниками и каталогами, а когда видит посевы, то все внимание концентрирует на том, чтобы рассмотреть, потрогать, проанализировать реальное состояние каждого участка.

«Мне тогда не до разных устройств — живое поле изучаю на ощупь. А вот младшие коллеги сразу советуются с мобильниками. Они же уже со смартфонами родились», — рассуждает он. Говорит, что специальное подразделение компании уже взялось за серьезную систематизированную «МОБИЛизацию», разрабатывает комплексные задачи для специалистов. «Для меня лично было бы ценно получать онлайн в Instagram или Viber мониторинговую информацию относительно состояния посевов, прогнозов опасностей — болезней и вредителей», — добавляет Виталий Андрющенко.

Когда в позапрошлом сезоне компания «Адама Украина» представляла свое мобильное приложение АДАМА Lab для определения болезней и вредителей на региональных конференциях, журналисты сразу заметили: большинство агрономов, фермеров, руководителей хозяйств еще до конца презентации успели скачать новые программы себе на гаджеты.

Участники проекта «Точка роста» от BASF, который объединял инновационные хозяйства регионов, восторженно вводили данные и прогнозировали свои результаты, пользуясь финансовым АгроКалькулятором.

Сегодня число пользователей различных мобильных приложений, которые всегда легко посмотреть в свободном доступе, тоже убеждает отъявленных скептиков: новейшие мобильные технологии уверенно заходят в агросферу.

Опытные — присматриваются

Если молодые специалисты просто воспринимают мобильные инструменты как данность, опытные специалисты более требовательны. Основательно обдумывают: а где же именно они им больше всего пригодятся.

Исполнительный директор отделения №1 группы компаний «ТАК» (Киевская область) Валерий Касьяненко рассказывает о начале работы с программным обеспечением от таких мировых лидеров, как Syngenta, DuPont Pioneer и Bayer. «Мы уже собираем метеоданные со специальных станций, — делится менеджер. — Хотим иметь информацию за определенный период для обстоятельного анализа, чтобы уже говорить не просто о погоде, а о климате и его влиянии на прогнозирование болезней и развитие вредителей. Главная цель — быть как можно меньше зависимыми от внешних условий для нормальной эффективности».

Осторожно присматривается к мобильным инновациям директор ООО «Агросервис» с Черкасчины Андрей Шевчук. Говорит, что новинки не всегда достаточно функциональны на начальных этапах, поэтому еще будет советоваться с экспертами относительно их эффективности: «Мы ориентируемся на элементы точного земледелия, поэтому все очень тщательно рассчитываем. И каждый новый инструмент должен себя показать как действенный, влиять на конечный результат. Особенно там, где это касается эффективности работы техники. Все действия техники контролируем в онлайне. Нам уже мало просто видеть сливы-заливы топлива — ориентируемся на общее количество использованного топлива для сведения окончательного баланса. Такой информации раньше не хватало. А вот новая техника уже оборудована системами последнего поколения».

У известного ученого и хозяйственника из компании «Биотех ЛТД» Анатолия Быкина есть опасения относительно точности диагностики болезней с помощью мобильных устройств. Преимущественно из-за применения принципа типичности цвета. Говорит, что чувствительность камеры разная, а показатели слишком усредненные.

«Мы тоже движемся к новейшим методам. И каждый агроном хочет быть в тренде. Но пока мобильные приложения вижу как сугубо вспомогательное средство. Фанатично верю в то, что самый точный ответ дает только тщательная растительная диагностика», — такое мнение Анатолия Быкина. Самым актуальным для своего хозяйства руководитель считает прогнозирование развития болезней, в частности на картофеле, учитывая результаты многолетних наблюдений. В этом направлении «Биотех ЛТД» сотрудничает с компанией «Адама-Украина», поставили метеостанции. «Отталкиваясь от собранных данных, сможем распланировать себе и соответствующее питание», — уточняет руководитель-исследователь.

Быть в курсе экспериментов

Подсмотреть за всеми экспериментами последних лет позволила пользователям своего обновленного мобильного приложения «Агро-помощник» семенная компания «DuPont Pioneer Украина». Видимо, понимали, какими осторожными и разборчивыми будут агропроизводители, что захотят делать свои самостоятельные выводы. Итак, на интерактивной карте можно легко найти свой регион, узнать, какие результаты на местных демополях получали гибриды Pioneer® по крайней мере последние три года, сравнить продукты между собой по урожайности и экономическим показателям. Менеджер по маркетингу компании «DuPont Pioneer Украина» Сергей Резниченко добавляет: «Информация о продуктах обновлена встроенным фильтром, который облегчает подбор лучшего гибрида с учетом целей, технологий и климатических условий хозяйства».

Разработчик-единомышленник

«Мы долго и тщательно работали над этим продуктом для «DuPont Pioneer Украина», — признается разработчик программного обеспечения из компании MobiMill Дмитрий Евстратов. — Ценность такого приложения еще и в том, что его можно развивать, расширять и в дальнейшем». Команда MobiMill известна также благодаря уникальному и уже очень узнаваемому приложению AДAMA Lab, а также разработкам для брендов Nufarm, «Укравит», «Сесвандерхаве». Началась работа с компаниями ЛНЗ, ТДН, «Лимагрейн» и «Август», «Штефес» и «Селекта».

Заказчиками программного обеспечения, делится Дмитрий Евстратов, все чаще становятся крупные дистрибьюторы, которым важно показать широкий и точный выбор, обоснованно транслировать наиболее эффективные решения конечным потребителям семян, СЗР, техники. MobiMill подготовили продукты для компаний «Бизон-Тех», «Империя-Агро», «Агроскоп».

«Многие в агросфере сейчас решают разрабатывать для своих клиентов мобильные платформы, потому что это очень удобно, просто и функционально, — добавляет Дмитрий Евстратов. — Важно, что приложения работают на полях, где нет покрытия мобильными сетями, а это у нас случается очень часто».

В агро — дефицит ІТ

Заказывает специализированные мобильные приложения под свои нужды и компания «Агроскоп Интернешнл», рассказывает директор по развитию бизнеса Алексей Стеценко. «Мы как дистрибьюторы должны вести учет рекомендаций для хозяйств-клиентов, обратной информации от партнеров. Конечно, пользуемся и существующими продуктами. Надо дать надежный инструмент нашим агрономам-консультантам. Системно обосновать их решения. Для этого объединяем различные слои информации — о климате, погодных условиях в конкретной точке, составе почв, микрорельефе. Накладываем карты урожайности прошлых сезонов, севооборота прошлых лет. Все это дает возможность спрогнозировать развитие возможных болезней. Соответственно, дать советы и рекомендации», — рассказывает он.

Чтобы сделать такие советы клиентам максимально точными, а их формулировки максимально короткими, «Агроскоп» обращается только к ІТ-компаниям с опытом работы в агросекторе. «Даем собственную экспертизу, задаем алгоритм, а вот уже визуализация и внедрение — за ІТ-специалистами», — рассказывает о «кухне» Алексей Стеценко. — Процесс создания таких приложений непрерывный. Постоянно что-то совершенствуем, держим связь с разработчиком программ».

Алексей Стеценко признает: такие компании — в большом дефиците, именно с точки зрения опыта в агробизнесе. «Казалось бы, Украина является одним из лидеров в ІТ-технологиях, и тем не менее агросфере их ощутимо не хватает. Наш сектор нуждается в современных ІТ-решениях, так как является экспортоориентированным и способен оплатить услуги компаний-разработчиков», — считает он.

Директор по развитию бизнеса «Агроскоп» рассказывает, что агрономы-консультанты компании пользуются мобильными продуктами разных компаний: «У каждого на телефоне установлены не менее чем 10 приложений. У меня тоже их 12 или 13. Кстати, чаще всего это простые программы, например, цифровые каталоги компаний-партнеров. Для того чтобы ориентироваться в ценах на рынке, использую очень профессиональную платформу Agritel. Периодически интересуюсь зарубежными рынками».

Прогрессивных фермеров мало

По словам основателя компании SmartFarming Артема Беленкова, в структуре украинского рынка небольших прогрессивных фермеров крайне мало, больше крупных компаний, которые внедряют централизованные ІТ-системы. Поэтому мобильные приложения, если и есть, то, как правило, становятся продолжением некой большей системы и относятся к разряду корпоративных.

«Кроме того, рынок мобильных приложений, — уточняет Артем Беленков, — это открытая ниша — локальных решений критически мало. И здесь не стоит ориентироваться на мировые разработки. Потому что из них для местных реалий подойдут единицы (структура не та, языковой барьер и т. д.)».

SmartFarming внедряет приложение «Мобильный агроном» на базе 1С, ведь это не увеличивает количество систем внутри компании и привязывает все к базе 1С.

Начальник управления растениеводства компании «ИСТ Агро Сервис» Олег Билан успел поработать в крупном холдинге и говорит, что было бы интересно для хозяйств, разбросанных в нескольких областях, на разные кластеры, иметь какую-то внутреннюю платформу, форум для общения: «Тогда агрономы выкладывали бы свою оперативную информацию, например, о вредителе, который появился на определенной культуре. Другие уже были бы оперативно предупреждены. Бесценный опыт, особенно для начинающих».

Сейчас агроном активно пользуется каталогами семян и СЗР, «Калькулятором агронома». Очень полезным считает приложение от компании «Адама Украина», по которым экспертно советуется относительно развития болезней и популяций вредителей.

Хорошо, считает, было бы накладывать данные о развитии вредителей на климатические, погодные показатели. «Ранее санитарная инспекция имела специальные методики, исследовала такую зависимость и делала прогнозы. Если бы такое прогнозирование можно было бы обеспечить благодаря мобильному приложению, это было бы бесценно».

Наш интерактив об удобных приложениях

С просьбой рассказать о мобильных приложениях, которыми они лично пользуются, AgroPortal.ua обратился и к читателям на нашей странице в Facebook. И мы получили много отзывов! Неожиданно организовалась целая площадка, где координатами удобных и полезных мобильных приложений пользователи не только делятся с нами, но и обмениваются между собой.

К примеру, агроном-практикант из ООО «Херсон Инвест Агро» Антон Корчан не просто назвал известные ему приложения, но и уточнил ценность каждого. Например, Bogballe Spread charts позволяет молодому специалисту удобно подобрать соответствующие настройки для разбрасывателей удобрений с учетом каждого вида удобрения. Программа Bean Cam расскажет о хлорофилле в листьях сои. Для определения проблем с дефицитом различных элементов послужит Fertilizer2.0, хотя, признает молодой агроном, в этом приложении ограниченный список культур. Для измерения полей лучшим считает Fields Area Measure, а для ведения отчетности и обследования полей применяет инструменты информационной системы Soft.Farm.

Приложение Yara CheckIT для определения дефицита питательных веществ активно применяет не только Антон Корчан, его нам посоветовали также Александр Ступенко и Николай Волкогон, который добавляет еще и ресурс AgPhD. Федор Мальцев рекомендует Geo Area для работы с площадями полей.

Несколько собеседников, в частности Виктор Коваленко, ссылаются на приложение Agritel International. Оно будет полезным, когда надо свериться с ценами на продукцию, просчитать рыночные риски.

Отдельную «тусовку» обустроили для себя те, кто интересуется информацией о технике. Здесь отечественный производитель сельхозтехники ПАО «Эльворти» (бывшая «Красная звезда») похвастался собственным официальным мобильным приложением «Эльворти Apps», которое обеспечивает мгновенный доступ к каталогу продукции и всей свежей информации без необходимости посещения сайта.

Кроме того, пользователи рассказывают, что существенно экономят время на анализ спроса и просчет логистики благодаря мобильному приложению AgroMonitoring. Оно объединяет в себе доску объявлений купли-продажи сельскохозяйственной продукции с анализом железнодорожной логистики и авторасстояний с элеваторов и населенных пунктов в портовые терминалы.

Омолаживаемся

С менеджером по маркетингу компании Syngenta Виктором Галкиным мы встретились во время недавнего Всеукраинского хакатона аграрных инноваций — площадки для совместного творчества аграриев и ITишников. Syngenta является постоянным участником и спонсором этого главного события года на стыке двух ключевых отраслей, а также регулярно приглашает инноваторов показывать свои проекты аграриям прямо на полях.

Компания имеет в своей структуре собственное IT-подразделение, поэтому разрабатывает мобильные приложения самостоятельно. Сейчас уже 10 тысяч клиентов скачали и установили себе приложения «Сингента Украина» для профессионалов аграрного рынка и «Энциклопедия чудесного урожая» — для дачников и владельцев приусадебных участков. Такие приложения работают на двух самых популярных платформах — Android и iOS (Apple).

«Особенно в этом году мы заметили, что состав участников наших мероприятий — конференций, дней поля — очень омолодился, — делится наблюдениями Виктор Галкин. — Конечно, для них естественным является использование специализированных гаджетов в работе».

IT  + АГРО

Консультантом-наставником на нынешнем Всеукраинском агрохакатоне был и Алексей Стеценко из компании «Агроскоп». Говорит, очень важно, что есть новые проекты, которые концентрируются на ключевой необходимости — прогнозировании результатов в зависимости от принятых решений в течение сезона выращивания.

«Чрезвычайно важно также иметь четкую информацию о конкретных участках, — уточняет Алексей Стеценко. — Что именно на них выращивали в прошлые годы и что имеем сейчас. Ведь объективная статистика фактически отсутствует. Никто точно не назовет площади, например, под подсолнечником или соей в Украине. Много противоречивых данных в отношении собственников земельных паев и тех, кто их реально обрабатывает».

Консультант советует агрокомпаниям обязательно участвовать в хакатонах, профессионально общаться со специалистами IT-отрасли: «Без инноваций нашему агросектору не выйти на должный уровень. Многие из IT-идей способны развить агроотрасль и сделать украинский агробизнес более конкурентным».


Ирина Садовая, AgroPortal.ua