Земельный фонд региона насчитывает почти 2,4 млн га, а это составляет 4% общей земельной площади Украины. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 1,7 млн га. Именно на этих землях работают 9 агрохолдингов, 1150 сельхозпредприятий и 129283 домохозяйства.
В отрасли растениеводства каждый год наблюдается положительная динамика по увеличению посевных площадей: так, под урожай 2018 года во всех категориях хозяйств они составляют 1159,7 тыс. га, что на 2% больше по сравнению с прошлым годом. Как ни странно, но и животноводство имеет положительную динамику по производству в регионе — поголовье КРС, например, по сравнению с прошлым годом увеличилось на 2,3%.
Холодное весеннее утро. Мы движемся практически по бездорожью из города Дружба в сторону села Дорошовка, что находится на севере Сумщины. По обе стороны расположены земли, скорее напоминающие разбросанный карьерный песок, более того — на них полным ходом ведется выкорчевывание деревьев, поскольку большая часть сельхозугодий пошла под лес. Для нас удивительно, а для местных фермеров — типичные условия ведения сельского хозяйства.
Ведение растениеводства наперекор всему
Сумская область имеет умеренно-континентальный климат — прохладную зиму и нежаркое лето. Максимальное количество осадков выпадает летом в виде дождей количеством 600-700 мм.
Север Сумщины представлен бедными органическими веществами легкими суглинками и супесями, а все потому, что в доисторические времена по этой территории прошел ледник и снес плодородный слой почвы. Местные говорят, что это земля, которая не прощает ошибок. Здесь нужно очень четко придерживаться технологий обработки и календаря посевов.
ООО «СИГМА-Универсал» является одним из тех хозяйств, которые решились работать в таких условиях. Директор — Станислав Слюсар, переселенец из Макеевки, который 4 года назад даже не представлял себя в агробизнесе.
«Сначала я был управляющим агрокомпании, однако впоследствии понял, что хочу что-то свое, ведь какое это удовольствие видеть, как на твоих глазах рождается жизнь, — говорит с воодушевлением Станислав Слюсар. — До нас эта земля 3 года вообще не обрабатывалась. Наши предшественники забросили это дело, потому что земля здесь бонитетом ниже, чем во всей Сумской области, и степень залеснения высокая, поэтому мы выкорчевываем деревья и разрабатываем земли».
Сейчас в работе у хозяйства 1,5 тыс. гектаров. В прошлом году ООО «СИГМА-Универсал» получило свой первый урожай. Говорят, что сработали на уровне себестоимости, ведь не были готовы к ряду моментов: в июне были заморозки, поэтому кукуруза долгий период была в стрессе, что сказалось на конечном результате. Кроме кукурузы, пробовали и подсолнечник. Однако и кукуруза, и подсолнечник — это энергоемкие и затратные культуры.
«Агрохолдинги получают небольшой доход на гектаре, но за счет объема получается хороший вал продукции. У нас не так много земли, поэтому мы искали культуры, которые были бы не энергозатратные с финансовой стороны и позволяли получить прибыль, — говорит агроном ООО «СИГМА-Универсал» Евгений Галенко. — В отличие от холдингов мы можем посетить каждое поле трижды в день. Поэтому берем в работу более сложные культуры — в прошлом году посеяли озимый рапс на 183 гектарах».
Решили работать по классической технологии — хотелось отойти от жестких препаратов. Далее начали искать посевной материал, а в компании «КВС-УКРАИНА» как раз был гибрид, который подходил для данной зоны, — ГИБРИРОК. К тому же, компания предлагает хорошую систему страхования, что очень важно, поскольку для нас это совершенно новая культура.
Пока мы общались, на проверку посевов рапса приехал торговый представитель в Черниговской, Сумской и Харьковской областях компании «КВС-УКРАИНА» Руслан Круподеря и консультант из Германии компании KWS Даг фон Кап-херр. Нам повезло присоединиться к их полевой экспедиции.
У европейского консультанта есть свое хозяйство в Польше, в котором он выращивает зерновые, рапс и сахарную свеклу, поэтому как производственник с опытом предоставляет частные консультации в хозяйствах-партнерах компании «КВС-УКРАИНА».
«Впервые Даг был у нас весной, консультировал по посевам рапса, препаратам и периоду их внесения, — говорит Станислав Слюсар. — Сейчас нам интересно услышать его мнение относительно внесения гербицидов, поскольку резкое потепление привело к росту сорняков и самой культуры, поэтому, возможно, рапс и заглушит их без использования препаратов».
После осмотра двух разных полей с посевами рапса стало понятно, что это один из лучших посевов в Украине.
«В целом растения здоровы, корень хорошо развивается, но есть небольшое уплотнение почвы, за счет чего корень растет на поверхности. Поэтому нужно подумать о системе рыхления, возможно, не всего поля сразу, а каждый год до 50 см, — рекомендует Даг фон Кап-херр. — Также видно недостаток бора, поэтому если будете вносить инсектициды, то следует добавить к ним бор, если нет, то в любую последующую обработку».
По словам торгового представителя в Черниговской, Сумской и Харьковской областях компании «КВС-УКРАИНА» Руслана Круподери, в Шосткинском районе неплохое состояние посевов по озимым культурам, однако есть проблемы в тех хозяйствах, которые не соблюдают севооборот.
«В данном регионе, если хозяйство допустило ошибку, то ее сразу видно. Поэтому важно соблюдать технологии. Инсектициды и фунгициды — это не пятновыводители: если есть проблема, то уже поздно работать. Именно поэтому мы не даем шаблонную технологию, мы предоставляем рекомендации в соответствии с особенностями каждого поля».
Основа логистики — элеваторы
Еще одной проблемой «СИГМА-Универсал» является хранение зерна. «На самом деле элеваторов в регионе достаточно, однако они имеют ограничения по единовременному хранению продукции, — говорит директор «СИГМА-Универсал». — Учитывая, что в последнее время большая проблема с подвижным составом, а у нас самый отдаленный регион от порта, то вывезти продукцию с элеватора очень трудно. Поэтому мы сотрудничаем с элеватором ГПЗКУ, который находится в г. Кролевец, поскольку они потом выкупают наши объемы».
В Сумской области находится крупнейший в Украине элеватор. Степановский элеватор ООО «Агротерминал Констракшн» имеет емкость единовременного хранения зерна 488 тыс. тонн. Одновременно элеватор может принимать три культуры. На нем установлено самое современное оборудование, начиная от производственной лаборатории, а также очистных и сушильных комплексов мощностью 800 т/час. В лаборатории установлен один из лучших приборов для проведения анализов — Infratec TM 1241, в пшенице он определяет за минуту такие основные показатели как белок, содержание крахмала, клейковины, влажность.
В 2018 году свою работу начал элеваторный комплекс агрофирмы «Виктория» производственной мощностью 77 тыс. тонн. Здесь тоже одновременно можно принимать машины двумя абсолютно автономными потоками с одинаковыми или разными культурами. Допускаются и различные виды работ — одновременная погрузка и разгрузка. Производительность транспортного оборудования каждой технологической линии элеваторного комплекса — 250 тонн зерна в час. Элеватор рассчитан на прием, высушивание и загрузку в вагоны 4 тыс. тонн зерна в сутки.
Специализированная лаборатория элеваторного комплекса оборудована всеми необходимыми приборами и укомплектована штатом из 4-х квалифицированных лаборантов. Аттестована на 5 лет, имеет сертификаты для работы с кукурузой, пшеницей, рапсом, соей, ячменем и подсолнечником.
Для удобной логистики к элеватору проложен новый участок железнодорожных путей (суммарно 1680 метров). Подъездной путь увенчивается пунктом загрузки. Из него одновременно можно заполнить 4 вагона, готовых к оперативной отправке в порт.
Будущее за нишевыми культурами
С нишевыми культурами сельхозпроизводители Сумской области только начинают работать. По словам директора департамента агропромышленного развития Сумской ОГА Александра Маслака, площади под гречиху в прошлом году составили более 11 тыс. га, в этом году — 9 тыс. га, но и по этим масштабам выращивания гречихи Сумская область занимает 3-е место по Украине.
А вот посевные площади под рожь с каждым годом уменьшаются, за период независимости — на 22,9 тыс. га. В ОГА объясняют, что все из-за цены, ведь она самая низкая по зерновой группе культур. Однако на Сумщине еще остались фермеры, «преданные» этой культуре.
Дмитрий Лощаков, владелец ФХ «Талисман-Агро», в сельском хозяйстве с детских лет. Начинал с овощей, однако война разрушила бизнес начисто. С тех пор фермер решил отдать предпочтение зерновым культурам, а поскольку им нужны площади — начал набирать землю, сначала это было 50 га, а сегодня уже 3 тыс. га.
Основной заработок фермер имеет на пшенице. Под ней — 650 га. Кроме этого, в хозяйстве практикуют выращивание овса, подсолнечника, люпина. Гречиху сеют для поддержания севооборота, поскольку прибыли она в последнее время не приносит.
Плюсовать экономику начали благодаря гибридной ржи селекции KWS, о доходности которой Дмитрий услышал на одном из семинаров. Решил проверить, ведь семян на гектар идет мало, сеется быстро и, по сравнению с другими, не требует много внимания. Заложил сразу 90 га гибридом БРАЗЕТТО.
«Сначала я немного разочаровался, ведь когда поле пшеницы уже было зеленым, под рожью оставалось черным. Начал думать, не пересевать ли — рассуждает фермер. — После того как приехал торговый представитель «КВС-УКРАИНА» Руслан Круподеря, оценил поле и сказал, что я получу 6 т/га, про себя я посмеялся. Но в результате получил 5,7 т/га, хотя гербициды почти не использовал, потому что махнул рукой. После этого Руслану доверяю во всем. Работаем 3 сезона подряд».
Что касается пшеницы, то Дмитрий Лощаков работает с сортом КУБУС, который на тонну опережает в урожайности отечественные сорта. Присматривается еще к КВС РОНИН, у которого очень высокая производительность колоса и устойчивость к мучнистой росе, септориозу и фузариозу.
Проезжая по полям хозяйства, Дмитрий показывает участок, выделяющийся отдельной полосой — прорехой. Здесь 31 марта шел сев, ночью ударил мороз, и земля покрылась тонкой коркой. Утром все зерно увидели сверху, пришлось бороновать и прикатывать. Лишняя работа и расходы. Очевидная ошибка механизатора, который должен был приостановить посев. Однако фермер говорит с оптимизмом — опыт, как-никак.
В прошлом году в хозяйстве получили рекорд еще на одной нишевой культуре. «Горох в прошлом сезоне очень подвел, гречиха не порадовала, а вот с люпина мы получили по 3 т/га. Он и компенсировал другие минусы, — говорит фермер. — Именно поэтому будем высевать и в дальнейшем, планируем 300 га под эту культуру, учитывая реальные возможности в сборе».
Урожай трейдеры разобрали мгновенно и по хорошей цене, а еще люпин стал интересен экспортерам. Поэтому потенциал к выращиванию есть.
Положительная динамика в животноводстве
В 2018 году поголовье КРС в регионе составляло 146,1 тыс. гол., в том числе коровы — 75,9 тыс. гол. По рейтингу среди областей Украины по количеству поголовья КРС в сельхозпредприятиях область занимает 7-е место, по количеству коров — 4-е место, по валовому производству молока в с/х предприятиях — 7-е место.
Производство птицы в регионе составило 4,9 млн гол. За 2018 год всеми категориями хозяйств произведено 390,8 млн штук яиц всех видов, что на 8,1 млн штук больше, чем в прошлом году. Флагманом по производству яиц является ООО «Авис-Украина», расположенное в с. Косовщина. За 2018 год предприятием произведено около 80 млн штук яиц, а это 57% от произведенных в сельскохозяйственных предприятиях.
На территории Сумщины находится комплекс по производству и переработке мяса индейки ООО «Индычка», который был создан в 2006 году. Компания выращивает индюков и индейку кросса hybrid converter, который характеризуется высоким качеством мяса и считается самой популярной породой индюков в мире.
Стоит заметить, что Сумщина относится к наиболее экологически чистым областям Украины, поэтому индейка, содержащаяся на выгульных площадках, имеет высокие органолептические показатели мяса и содержит значительную концентрацию протеина.
Производство продукции организовано в соответствии со стандартами Халяль. Как говорят на предприятии, Халяль — это не только религиозная составляющая, это, прежде всего, качество, которому соответствуют все этапы производства — от выращивания и до готовой продукции в потребительской корзине. На каждом этапе производства осуществляется контроль соответствия требованиям к халяльной продукции сертифицированным специалистом.
Вся продукция компании «Индычка» соответствует международным стандартам качества и сертифицирована по ISO 9001:2008 «Система менеджмента качества», FSSC 22000 «Система менеджмента безопасности пищевых продуктов» и HACCP «Система анализа рисков, опасных факторов и контроля критических точек».
Сегодня продукцию компании можно найти в таких торговых сетях, как АТБ, Меtro, «Сильпо», «Ашан-Украина», Varus, «Фора», «Велмарт» и «Велика Кишеня».
Переработка не отстает
«В Сумской области функционирует 6 молокоперерабатывающих предприятий — это та база, которая формировалась еще в 90-е годы, часть из них прошла модернизацию, и они являются основными производителями молочной продукции, потребляемой на внутреннем рынке, — говорит Александр Маслак. — В частности, у нас в области было произведено 7,7 тыс. тонн сливочного масла, а экспортировали почти 5 тыс. тонн. Сухого обезжиренного молока произвели 4,2 тыс. тонн, экспортировали почти 2 тыс. тонн. Сумщина производит 10% общего производства твердых сыров страны».
Одним из ключевых молокоперерабатывающих предприятий региона является ЧАО «Бель Шостка Украина», куда мы и заглянули, находясь в г.Шостка. Пока ждали пропуск, наблюдали, как один за другим молоковозы доставляют сырье для производства вкусной продукции.
«Группа Bel, семейная французская компания, приобрела мощности Шосткинского молкомбината в 2007 году, и с тех пор украинское предприятие полностью изменило курс своего развития», — сразу рассказывает директор завода Тарас Яровой. «Присоединившись к европейской компании, перед заводом встал вопрос: оставить все как есть, или меняться, налаживая производственный процесс по выпуску продукции на основе качественного сырья, без заменителей и растительных жиров. Было избрано второе направление — делать так, как в Европе. Риск был, но он себя оправдал, — констатирует Тарас Яровой. — Сейчас на украинском рынке наша продукция представлена известными торговыми марками: «Весела Корівка», «СирХрум», «Шостка», Kiri и MiniBabybel и занимает достойное место среди продукции других производителей, а в прошлом году компания подтвердила свою возможность по экспорту продукции в страны ЕС. В Украине чуть больше 30 молочных производителей, которые получили подобное разрешение», — отмечает Тарас Яровой.
Что касается поставщиков молока, то компания сотрудничает с около 30 фермами. «У нас разные поставщики: и те, кто производит 20-30 тонн молока в сутки, и те, кто по 1-3 тонны. Конечно, удобнее работать с крупными хозяйствами, и выгодно это не только для нас, но и для потребителей, потому что если молоковоз объезжает 20 ферм, а не одну, то это наши дополнительные расходы, которые увеличивают себестоимость. Доля молока от населения небольшая и постоянно уменьшается, предприятие приобретает его у кооперативов. Раньше, когда основная масса молока шла от населения, у производителей были свои пункты сбора молока, но время не стоит на месте: появились предприниматели, которые готовы взять управление сбором молока в свои руки. Мы поняли, что не занимаясь менеджментом, имея те же расходы, можно получать те же объемы молока, поэтому и выбрали сотрудничество с кооперативами», — рассказывает директор завода.
ЧАО «Бель Шостка Украина» понимает, что в скоротечном времени нужно оперативно реагировать на новые вызовы рынка, что современный потребитель очень требователен, поэтому предприятие активно следит за трендами на украинском рынке молочной продукции.
Относительно индекса использования ресурсов области в отрасли молочного хозяйства, Тарас Яровой имеет свое видение: «Если бы в Сумской области было больше предприятий, которые перерабатывали бы все молоко, которое производится в регионе, то индекс использования ресурсов области был бы выше», — утверждает он.
За переработкой — будущее, поняли и производители натуральных батончиков и халвы на основе сухофруктов. Компания «Доброїж» все сырье для товара закупает у фермеров на договорной основе.
«Идея такого продукта появилась год назад, — рассказывает менеджер компании Татьяна Гончаренко. — У нашего директора родились дети, и появилась проблема поиска натуральных и качественных сладостей. А самый простой способ их найти — начать производство самостоятельно».
Месячный оборот продаж составляет 15 тыс. шт. Основными точками сбыта являются эко-магазины и кафе Киева, Одессы, Днепра и Харькова.
Медовые продукты региона
На Сумщине развито также и пчеловодство: на 112 тыс. пчелосемей приходится 3,1 тыс. тонн меда. Проблемой отрасли являются незарегистрированные пасечники — из 15 тысяч только 2034 пасеки официально имеют паспорта.
Сейчас в департаменте агропромышленного развития работают над созданием областного союза пасечников, для того чтобы понимать, какие факторы сдерживают их развитие, чувствовать их потребности, повысить их эффективность.
В рамках нашего визита на Сумщину нам удалось посетить и областную ярмарку фермерской продукции. Больше всего здесь пчеловодов, которые продают продукцию на вес, без упаковки.
По словам Александра Маслака, сдерживающим фактором развития пчеловодства является материально-техническая база. «Потенциал используется в традиционных направлениях деятельности. Если сравнивать производство валовой продукции в расчете на 1 га площади, то у нас нормальные показатели, но с созданием товаров с добавленной стоимостью есть проблемы», — говорит он.
Однако есть смельчаки, которые на собственном примере показывают, что медовый товар с добавленной стоимостью более ценный для потребителя.
Производитель эксклюзивных медовых вин «Патронат» Виталий Тронь 1,5 года назад получил лицензию на производство медовых вин. «Медовые вина — это семейный бизнес, который сосредоточен именно на производстве вина, — рассказывает Виталий. — Раньше отец занимался пасекой, а сейчас просто не хватает на это времени, потому что процесс достаточно длительный и трудоемкий.
Технологический цикл длится около года, и если есть ошибка, то увидеть ее можно только через год».
Для медовых вин сырье закупают лишь у одного пасечника, который имеет достаточные объемы для нужд бизнеса Виталия. Сейчас производитель расширяет рынок сбыта, однако жалуется, что в сеть трудно зайти, потому что это новая для рынка продукция.
Семейное дело продолжил и усовершенствовал молодой предприниматель Алексей Шепель, который самостоятельно занимается маркетингом медовой продукции, а вот с производством помогает отец.
«У нас есть около 60 пчелосемей, поэтому сырье своё, — говорит Алексей. — Еще три года назад мы сдавали мед оптом, потом начали фасовать, потому что это экономически выгоднее в несколько раз».
На ярмарке производитель представлял пробную партию нового продукта — шоколадный мед. Чтобы его получить, нужно в течение 4 дней кремовать мед, а после этого — добавить шоколад. Хорошая кремоварка стоит 1 тыс. евро, поэтому, чтобы начать такой бизнес, нужно вложиться.
Поддержка ОГА
За 2018 год сельхозтоваропроизводители Сумщины получили финансовую поддержку в сумме 109,2 млн грн. Наибольшей популярностью у аграриев региона пользовалась программа частичной компенсации стоимости приобретения сельхозтехники и оборудования украинского производства. В программе приняли участие 275 предприятий, которые приобрели оборудование на 270 млн грн, а компенсировали им из государственного бюджета — 56,1 млн грн.
Активно фермеры области присоединились к программе государственной поддержки развития животноводства. По направлению поддержки содержания коров молочного, молочно-мясного и мясного направления в 2018 году дотацию в сумме 27,3 млн грн получило 50 участников программы. Поддержка фермерских хозяйств составила 7,9 млн грн.
Сумская ОГА и департамент агропромышленного развития работают над повышением маркетинговой привлекательности местной продукции.
«Для того чтобы повысить привлекательность нашей продукции, нужно сделать ее качественной. Мы можем постоянно представлять товары на выставках и рассказывать об их пользе, но потребитель всегда будет ценить качество, — говорит руководитель аппарата Сумской ОГА Дмитрий Живицкий. — Производителям нужно преодолеть комплекс неполноценности и понять, что их продукция может быть конкурентоспособной, и не только на внутреннем рынке».
Кстати, Сумская ОГА — единственная администрация, в которой отдел продвижения занимает ключевое место. Отдел небольшой — всего 5 человек, но это коммуникационная площадка и инструмент реализации общественных и деловых инициатив.
Иванна Панасюк, AgroPortal.ua