Об этом говорится в сообщении УЗА.
При этом, ассоциация категорически не поддерживает дальнейший необоснованный рост стоимости пустого пробега, запланированный на втором этапе.
«Второй этап инициативы — это ничто иное как скрытое увеличение стоимости перевозки, а не унификация тарифов. Так, для зерна стоимость порожнего пробега вагонов при условии второго этапа инициативы по унификации тарифов вырастет на 41%, что приведет к дополнительным расходам аграриев в размере $0,7 на тонну зерна или 650-700 млн грн в течение маркетингового года», — говорится в сообщении.
УЗА обратилась в Мининфраструктуры, Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства, «Укрзализныцю» с просьбой учесть позицию зерновиков и отменить второй этап инициативы (повышение стоимости пустого пробега вагонов) в проекте приказа «О внесении изменений в Коэффициенты, применяемые к тарифам Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги».
Эксперты подчеркивают и отмечают важность сближения классов — тарифов для различных грузов.
«Разница в тарифе перевозки между грузами различных классов может достигать 2,72 раза, а тариф по возвращению пустого вагона отличаться в 2,5 раза. При этом для УЗ себестоимость перевозки по железной дороге примерно одинакова для грузов всех тарифных классов. Система классификации грузов по классам — это рудимент системы, где все было направлено на тяжелую промышленность и оборонную отрасль. Экономика с тех пор кардинально изменилась», — уточняют в УЗА.
Отмечается, что аграрный экспорт приносит государству 40% валютных поступлений, а зерновая отрасль обеспечивает 15% валового внутреннего продукта. При этом, зерновая отрасль полностью зависит от стабильной и эффективной работы железной дороги — сейчас около 65% всего зерна для дальнейшего экспорта через морские порты перевозится именно железнодорожным транспортом. Поэтому повышение стоимости порожнего пробега для зерна на 41% приведет к дополнительным расходам аграриев и ухудшит конкурентоспособность украинского зерна на мировом рынке. Для «Укрзализныци» перевозки зерна является самым прибыльным направлением среди всех грузовых перевозок — зерно имеет долю всего 10% от объема грузовых перевозок, но обеспечивает 20% всего дохода грузовых перевозок «Укрзализныци».
«Однако ежегодно зерновики встречают одни и те же проблемы — отсутствие достаточного количества локомотивов, непрогнозируемость железнодорожной логистики, длительная по времени доставка зерна от поля до порта, непредсказуемое изменение стоимости перевозок, неравномерное и несправедливое распределение железнодорожной инфраструктуры всех участников рынка и многие другие проблемы, которые вредят развитию зерновой отрасли и поступлению инвестиций в страну и как следствие поступлению валюты в страну», — подчеркивают в УЗА.
Ассоциация поддерживает идею прекратить кросс-субсидирования перевозки грузов между классами — себестоимость перевозки по железной дороге, по сути, является одинаковой как для грузов первого класса, так и для 2-го или 3-го класса. Поэтому УЗА поддерживает сближение тарифных классов в скорейшие сроки. Однако при этом новая система тарифов должна быть гибкой и позволять получить дисконт большим грузоотправителям при долгосрочного планирования и гарантий оказания груза для перевозки.