В феврале 2020 г. ПАО «Укртатнафта» подали жалобу в Межведомственную комиссию по международной торговле (МКМТ), требуя начать расследование в отношении импорта ДТ и LPG из России, и ввести меры на уровне 8,46%, с последующим ежегодным повышением до 25,4% к 2024 году, говорится в сообщении УКАБ.
Как отмечается, по данным 2018 г., агросектор является вторым крупнейшим потребителем ГП — 1,13 млн т дизеля, что составляет почти 20% от общего потребления ДТ в Украине. В то же время, автотранспорт — 3,56 млн т, промышленность — 380 тыс. т. В случае введения даже минимального уровня пошлины, предложенного ПАО «Укртатнафта», цена за один литр дизельного топлива может увеличиться на 1,77 грн (нынешняя средняя цена 21,2 грн/л).
«Данное удорожание стоимости ДП серьезно повлияет на агросектор, особенно на пороге кампании по сбору урожаев. В таком случае, повышение цен приведет к дополнительным расходам аграриев на горючее в размере 1,9 млрд грн», — объясняет генеральный директор УКАБ Роман Сластен,.
При этом, на данный момент в Украине нормально функционируют два нефтеперерабатывающих завода — Кременчугский НПЗ «Укртатнафты» (группа «Приват») и Шебелинский ГПЗ «Укргаздобыча», которые удовлетворяют около 45% потребностей украинского рынка в бензине и только 15% — в дизельном топливе, которое является основным средством производства в АПК.
Учитывая вышесказанное, очевидно, что ограничение импорта не решит проблемы эффективности украинских нефтеперерабатывающих заводов и не приведет к восстановлению работы остановленных заводов, ведь этот сектор требует значительных инвестиций в обновление и увеличение собственных производственных мощностей, отмечают эксперты.
«Похожая история сейчас происходит с удобрениями, когда отдельные олигархические бизнес-структуры пытаются ввести ограничения импорта, квоты, пошлины и за счет аграриев увеличить свои доходы. Стоит также отметить, что так же как и с удобрениями, вопрос ограничения импорта уже неоднократно поднимался. В частности, в 2018 году ПАО «Укртатнафта» уже обращалась в Минэкономразвития с просьбой ограничить импорт бензина и дизтоплива, что фактически привело бы к монополизации рынка топлива одним производителем», — отмечает Роман Сластен.
Для справки: В конце марта 2018 ПАО «Укртатнафта» обратилась в Минэкономразвития с требованием провести спецрасследование относительно критического роста объемов нефтепродуктов импортного производства на отечественном топливном рынке. Введение квот на импорт бензина и дизтоплива планировалось с мая 2018 г.