В Украине готовится внедрение электронных накладных на груз

07 декабря 2018, 18:00 1792

Министерство инфраструктуры обнародовало проект приказа «Об утверждении изменений к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине».

Приказом предусматривается внесение изменений в Правила, в частности, предлагается предусмотреть оформление ТТН, а также других сопроводительных документов, в виде электронного документа. Однако остаются и бумажные варианты товаротранспортных накладных, пишет UBR.

В идеале с запуском реестра грузоперевозка будет выглядеть следующим образом. Отправитель груза выписал товаротранспортную накладную и фиксирует ее в реестре, подобно тому, как регистрируется налоговая накладная (НН). Отличие, однако, в том, что ТТН необходимо зарегистрировать немедленно, никакого временного лага, как у налоговых накладных в 15-30 дней, нет.

В дороге груз теоретически может быть осмотрен дорожной полицией. Копы удаленно заходят в реестр и удостоверяются, что груз движется именно туда, куда указано в реестре. Если информация не подтвердится, у перевозчика, а значит и у получателя груза будут проблемы: груз может быть задержан «до выяснения», выписан штраф и т.д. По доставке груза получатель закрывает поездку.

В пояснительной записке к проекту сказано, что в результате этого нововведения в течение 5 лет бизнес сэкономит 17 млрд грн за счет экономии бумаги и чернил.

Эксперты сомневаются в реализации норм в полном объеме, но гарантируют бизнесу новые затраты на программное обеспечение, которые они будут перекладывать на плечи конечного потребителя.

«Если регистрировать ТТН действительно в момент загрузки, то это очень неудобно. Много у кого грузы заходят и уходят круглосуточно. Кто будет регистрировать ТТН, например, на выходных? Если без загруженной в систему ТТН рейс не будет подтвержден, то все взвоют», — считает налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, генеральный директор компании Е.С.Консалтинг Александра Томашевская.

Эксперты также не исключают, что регистрацией будет заниматься некая частная компания, «под которую» и вводится новшество.