Приказом предусматривается внесение изменений в Правила, в частности, предлагается предусмотреть оформление ТТН, а также других сопроводительных документов, в виде электронного документа. Однако остаются и бумажные варианты товаротранспортных накладных, пишет UBR.
В идеале с запуском реестра грузоперевозка будет выглядеть следующим образом. Отправитель груза выписал товаротранспортную накладную и фиксирует ее в реестре, подобно тому, как регистрируется налоговая накладная (НН). Отличие, однако, в том, что ТТН необходимо зарегистрировать немедленно, никакого временного лага, как у налоговых накладных в 15-30 дней, нет.
В дороге груз теоретически может быть осмотрен дорожной полицией. Копы удаленно заходят в реестр и удостоверяются, что груз движется именно туда, куда указано в реестре. Если информация не подтвердится, у перевозчика, а значит и у получателя груза будут проблемы: груз может быть задержан «до выяснения», выписан штраф и т.д. По доставке груза получатель закрывает поездку.
В пояснительной записке к проекту сказано, что в результате этого нововведения в течение 5 лет бизнес сэкономит 17 млрд грн за счет экономии бумаги и чернил.
Эксперты сомневаются в реализации норм в полном объеме, но гарантируют бизнесу новые затраты на программное обеспечение, которые они будут перекладывать на плечи конечного потребителя.
«Если регистрировать ТТН действительно в момент загрузки, то это очень неудобно. Много у кого грузы заходят и уходят круглосуточно. Кто будет регистрировать ТТН, например, на выходных? Если без загруженной в систему ТТН рейс не будет подтвержден, то все взвоют», — считает налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, генеральный директор компании Е.С.Консалтинг Александра Томашевская.
Эксперты также не исключают, что регистрацией будет заниматься некая частная компания, «под которую» и вводится новшество.