Украине стоит искать альтернативные европейскому рынки сбыта для рапса

25 мая 2023, 08:00 1096

2022/23 МГ для рынка рапса завершается, однако можно говорить, что он был непростым.

Такое мнение высказала аналитик масличного рынка «УкрАгроКонсалт» Светлана Купреева.

«Если посев озимого рапса был проведен еще в мирное время — осенью 2021 года, то уборка урожая и его реализация проходили в военное время, преодолевая огромное количество нетипичных проблем (обстрелы, остановка работы портов, нарушение логистических цепочек, отсутствие электроснабжения, запрет на импорт продукции из Украины в ряд восточноевропейских стран и т.д.)», — отметила она.

Рекордная посевная площадь — более 1,4 млн га — была снижена не только за счет традиционных потерь после перезимовки, которая прошла достаточно успешно, но и из-за оккупации части территории Украины. Высокая урожайность компенсировала потери, и урожай обновил максимум — 3,6 млн т.

«Доля экспорта рапса в урожае превысила 94%», — констатирует аналитик. 

Светлана Купреева добавила, что экспортный сезон стал нетипично растянутым во времени, темпы экспорта рапса остаются выше прошлогодних, начиная с октября и по май текущего года. Произошла частичная переориентация экспорта на наземную логистику.

«В географической структуре экспорта укрепилась позиция стран ЕС — до 90% всего экспорта против 67% по итогам 2021/22 МГ», — уточнила она. 

Запрет импорта рапса из Украины в страны Восточной Европы, по мнению эксперта, не принес значительного негативного влияния на экспорт рапса в 2022/23 МГ. За период с июля по март было реализовано почти 99% экспортного потенциала.

Светлана Купреева, аналитик масличного рынка «УкрАгроКонсалт»

В случае продления запрета после 5 июня текущего года для Украины возникает серьезная проблема, учитывая, что на долю этих пяти стран приходится более половины всего экспорта рапса в 2022/23 МГ (52%), а рейтинг топ-импортеров в 2023/24 МГ возглавляют Румыния и Польша.

Сейчас нисходящий тренд цены украинского рапса под влиянием тенденций европейской торговли, который в перспективе будет испытывать дополнительное давление нового урожая, а также необходимость бронирования логистики, активизируют украинских продавцов в вопросе заключения форвардных контрактов, покупатели же наоборот неохотно идут на заключение сделок, классически ожидая снижения цен, объясняет Купреева.

«В случае сохранения всех факторов, рост цен на рапс маловероятен. Но не следует исключать погодный фактор, который в итоге может изменить негативные ценовые тренды. В случае подтверждения, что в 2023 году будет преобладать очень жаркая погода и различные погодные катаклизмы, цены могут иметь шанс на восстановление.

Из-за низкого спроса со стороны ЕС (высокий урожай и запасы, запрет импорта) Украине необходимо искать альтернативные рынки сбыта», — подытожила она.