Отмена реформы и референдум: появился проект решения КСУ по земле

04 ноября 2020, 14:56 2964

Конституционный суд Украины в закрытом режиме рассмотрел депутатское представление о разъяснении нескольких статей 13 и 14 Конституции Украины, которые касаются земли сельхозназначения.

Об этом свидетельствует проект решения, принятый Большой палатой КСУ за основу в рамках дела о толковании статей Конституции. Документ обнародовал судья КСУ Сергей Сас в издании ZN.ua.

Так, в проекте КСУ говорится, что «закрепленные в преамбуле и статьях 1, 2, 5, части первой статьи 13, части первой статьи 14 Конституции Украины императивные положения нормативно выражают суверенную волю украинского народа на создание Украины как унитарного, суверенного и независимого, демократического, социального и правового государства, в котором земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы в пределах ее территории, природные ресурсы исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа были признаны объектами права собственности и основным национальным богатством Украинского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти, наделенного исключительным правом определять и изменять конституционный строй в Украине».

Также, судьи считают, что по содержанию первого предложения ч. 1 ст. 13 и первого предложения ч. 1 ст. 14 субъектом права собственности на землю является исключительно граждане Украины.

«То есть, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории государства законно, не могут быть субъектами права собственности на украинскую землю», — говорится в проекте решения.

То же касается и иностранных юрлиц, а также юридических лиц Украины, основанных иностранцами, другими государствами. Кроме того, международные организации также не могут быть субъектами права собственности на украинскую землю.

«Как субъект права собственности на землю Украинский народ осуществляет распоряжение землей непосредственно через всеукраинский референдум в соответствии со статьей 73 Конституции Украины относительно изменения территории Украины. Других случаев непосредственного осуществления Украинским народом права собственности на землю через всеукраинский референдум в Конституции Украины не закреплено», — говорится в проекте решения.

Также КСУ считает, что право собственности украинского на землю является абсолютным, неизменным, постоянным и поэтому не может быть ограничено какими-либо законами Украины, действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления.

«Украинское государство обязано обеспечить каждому гражданину Украины возможность использования земли на праве собственности на принципах социальной справедливости, верховенства права, защиты прав собственности и хозяйствования, равенства субъектов права собственности перед законом», — считают в КСУ.

При этом равенство перед законом означает, что в законах должны быть определены одинаковые основания, условия, способы и порядок приобретения и реализации права собственности на землю среди одноименных субъектов, которыми являются исключительно граждане Украины всех национальностей.

В КСУ также считают, что государство и территориальные громады не могут выступать субъектами права собственности на земную поверхность суши с верхним плодородным слоем почвы как объект права собственности Украинского народа. Они обязаны только осуществлять права собственника на землю от имени граждан, регулировать переход права собственности с соблюдением принципа сочетания собственника земли и сельскохозяйственного товаропроизводителя в одном лице, а также обеспечивать охрану земли как объекта права собственности и основного национального богатства украинского народа в интересах нынешнего и будущих поколений.

Кроме того, в проекте решения указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны исключить любые возможности чрезмерной концентрации значительных площадей земли и создание латифундий на праве собственности на землю у одних граждан Украины по сравнению с другими.

В то же время, согласно решению, одной из главных обязанностей государства перед Украинским народом является обеспечение повышения плодородия почв, рациональное использование, сохранение, воспроизведение и охрана природных свойств земли, ее недр, атмосферного воздуха, водных и других природных ресурсов в экологических системах земной поверхности суши и моря в пределах территории Украины.

«Закрепленное в части первой статьи 14 Конституции Украины словосочетание «находится под особой охраной государства» предусматривает, что государство в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления в определенных Конституцией Украины пределах должно обеспечить специальный правовой режим доступа к земле — объекта права собственности Украинского народа — и ее охрану и защиту как территориальной основы суверенитета Украины», — указано в проекте решения.


Для справки: 2 ноября 2020 г. Большая палата Конституционного Суда продолжила рассмотрение дела в закрытой части пленарного заседания по представлению 46 народных депутатов об официальном толковании норм Конституции, касающихся права собственности на землю.