Мнение: Железную дорогу можно вывести из коллапса за 2-3 года

24 августа 2018, 10:35 2005

Проблемы в железнодорожных перевозках Украины присутствуют уже давно. Эту ситуацию можно было исправлять лет 5-6 назад, а не доводить ее до абсурда.

Такое мнение высказал нардеп, член комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Иван Мирошниченко в блоке на НВ.

Он отметил, что действия руководства «Укрзализныци» по закрытию грузовых станций, возврату к ручной системе распределения порожних вагонов, поднятие тарифов, только усугубляют проблему. Также компания никак не решает вопрос дефицита вагонов-зерновозов.

«И в который раз шаги «Укрзализныци» загоняют нашу и так далекую от идеала инфраструктуру в тупик. По официальной информации, сегодня «Укрзализныця» не в состоянии обеспечить даже 30-40% заявок на перевозку зерновых от участников рынка. Альтернативы государство и «Укрзализныця» не предоставляют, пользуясь монопольным положением и обогащаясь на нем. Производство растет, а профессиональных и адекватных действий нет», — подчеркнул он.

При этом, по словам Мирошниченко, общий объем потенциального спроса сельского хозяйства на железнодорожные перевозки к 2022 году может вырасти пропорционально с текущих экспортных объемов в 52,4 млн т зерновых до 70 или в перспективе 10 лет и до 95 млн т ежегодно.

«Если же не реформировать «Укрзализныцю», удельный вес железной дороги к перевозке зерновых через пять лет может опуститься с нынешних 75% до менее 50%. По оценкам экспертов, только из-за этого фактора агросектор Украины накопленный объем недополученной экспортной выручки зерновых к 2022 году составит от 11,8 до $17,2 млрд. При таком развитии ситуации украинским аграриям придется уменьшать объемы производства до уровня, который обеспечит прежнюю рентабельность. И все из-за непродуманности государственной политики в сфере инфраструктуры», — добавил депутат.

Мирошниченко отметил, что ситуацию можно решить комплексно, а также очертил ряд шагов для устранения проблем с перевозкой зерна:

- Сконцентрировать имеющиеся в «Укрзализныце» средства на то, что должно решать государство в первую очередь ремонт путей, увеличение скорости движения и пропускной способности железнодорожных линий, оборота вагонов, обновления и увеличения парка локомотивов, развитие станций;

- Предоставить скидку в тарифе до 25-30% в частный парк вагонов, и бизнес построит тысячи вагонов за собственные инвестиции. Это уже успешно работало в начале 2000-х годов. Необязательно использовать бюджетные средства. В таком случае выигрывают все участники, в том числе и «Укрзализныця»;

- Если не хватает финансовых ресурсов в «Укрзализныце» на увеличение тяги, то позволить бизнесу частичное или полное использование частных локомотивов;

- В сфере перевозки автотранспортом пересмотреть нагрузки на оси в сторону увеличения общей массы автомобиля с грузом, без ущерба для дорог;

- Развивать речные перевозки.

«Как следствие, комплексный подход обеспечит постепенный выход нашей страны из транспортного коллапса в течение 2-3 лет. А вообще «Укрзализныця» должна постепенно двигаться к полной, честной и прозрачной приватизации, а не продолжать банальное мошенничество путем передачи парка вагонов и других активов в «дружественное управление», — считает депутат.