Такое мнение высказал президент Центра аграрной логистики и инфраструктуры Владислав Белах в блоге на ЭП.
«Драконовские санкции за перегрузки действовали и раньше, только назывались они не штрафами, а платой за проезд, которая рассчитывается в евро согласно тарифной сетке, установленной постановлением Кабмина № 879 от 27.06.2007», — отметил он.
Эксперт объяснил, что плата за проезд зависит от двух составляющих — «лишнего веса» и расстояния от места загрузки. Максимально допустимый вес фуры в Украине — 40 т (сам автомобиль весит 15–17 т), нагрузка на ось — не более 11 т на одиночную, 16 т — на сдвоенную и 22 т — на строенную.
«Если инспектор поймал автомобиль на превышении веса или нагрузки на ось, он умножает «лишние килограммы» на тариф (от 0,1 до 0,78 евро), а затем на пройденный автомобилем километраж. Тарифная сетка устроена так, что при перевесе до 10% штраф удваивается, на 10–40% — утраивается, более чем на 40% — увеличивается в пять раз. Если машина везет лишние 20–30 тонн и проехала несколько областей, сумма может достигать десяти тысяч евро и выше. А вот, собственно, штраф за несоответствие фактической и «документальной» массы груза и отсутствие разрешительных документов на самом деле относительно невелик (1700 грн)», — уточнил Белах.
С принятием нового закона плата за проезд для перегруженного автомобиля осталась прежней, но дополнительно появился штраф за превышение допустимого веса в размере 8,5–34 тыс. грн. Однако трейдерам все еще выгодно работать именно с автотранспортом, даже несмотря на все риски.
«Автомобилями перевозится в основном «серое» зерно: с липовыми документами, купленное у фермера за кэш. Оформить доставку «серого» груза на железной дороге намного сложнее. А вот договориться с автоперевозчиком не составляет труда: он ведь и сам нарушает закон, дает взятки, откупается, поэтому охотно возьмет нелегальный груз. Так что перегруз и серые схемы в какой-то мере звенья одной цепи, которые способствуют друг другу», — объясняет эксперт.
Пока у нас сохраняются схемы экспорта зерна, купленного в Украине за кэш, без возврата в страну валютной выручки, по его мнению, порты продолжат осаждать перегруженные фуры с зерном.
«Украина должна поставить себе цель — через 5 лет на 100% отказаться от магистральных перевозок автотранспортом. Зерновозы должны работать только на участке от поля до элеватора. Цена вопроса — миллиарды долларов, которые страна сможет сэкономить на ремонте дорог», — подытожил Белах.