Украинская зерновая ассоциация (УЗА) просит правительство Украины ввести мораторий на повышение тарифов на грузовые перевозки во время военного положения и 3-6 месяцев после его завершения.
Об этом говорится в обращении УЗА к премьер-министру Украины об отмене решения о повышении железнодорожных тарифов на 70%.
«Зерновики с пониманием относятся к убыткам и потерям железной дороги, уменьшению товарооборота и дополнительным расходам на перевозку военных и гуманитарных грузов, поскольку тоже находятся в аналогичной ситуации. Аграрная отрасль понесла катастрофический ущерб и потери в результате военной агрессии российской федерации и как никто другой чувствует и понимает ситуацию, в которой оказалась экономика Украины. Следовательно, компенсация потерь, нанесенных АО «Укрзализныця» в результате боевых действий, и расходов на восстановление инфраструктуры не может быть возложена только на бизнес, который также понес существенный ущерб вследствие военных действий и требует финансовой поддержки», — объясняют в ассоциации.
По мнению экспертов, рост железнодорожного тарифа для зерновых грузов будет иметь катастрофические последствия для аграрной отрасли, что еще больше усугубит и так крайне неутешительную ситуацию. По данным УЗА, такой рост стоимости железнодорожной логистики для зерновых грузов приведет к дополнительным расходам аграриев, оцениваемых в $120 млн в год.
«Кроме того, с началом блокады портов стоимость логистики в структуре экспорта уже значительно возросла (в 5-7 раз по меньшей мере) и достигла показателя $180 на тонну зерна. Учитывая такую стоимость логистики, производители зерна уже вынуждены продавать товар ниже себестоимости. Согласно средним расчетам, стоимость тонны пшеницы в поле вынужденно снизилась до 90 $/т, при себестоимости производства не менее 160 $/т», — посчитали специалисты.
В таком случае рост железнодорожных тарифов может привести не только к уменьшению перевозки зерна Укрзализныцей, но может вообще привести к потере железной дорогой такого вида груза как зерно.
«По разным оценкам экспертов, до конца 2022 года следует ожидать банкротство 50% производителей зерна, а к апрелю 2023 года — еще 40%. Именно поэтому УЗА также отмечает важность государственной поддержки аграриев и частичную компенсацию логистических расходов», — говорится в сообщении.
На сегодняшний день крайне ограниченный экспорт зерновых грузов все же остается одним из основных источников пополнения валютных резервов государства и финансирования работы товаропроизводителей, поясняют в УЗА.