Об этом заявил аналитик ИА «АПК-Информ» Андрей Курченко в ходе пресс-завтрака в Украинской зерновой ассоциации.
«Одной из проблем станут валютные риски: внутренние и глобальные мировые. В частности торговые войны США-Китай, санкции ЕС и США по отношению к России. Это все приведет к колебаний курса и цен внутри Украины. По чем будем продавать — пока тайна, покрытая мраком», — считает эксперт.
На внутреннем рынке курс гривни будет сдерживаться и соответственно повышать цены для аграриев.
«Такого задела, как раньше не будет. Увеличение затрат на производство ожидается на уровне около 20-25% на будущий сезон. А это нужно будет чем-то покрывать. Такой ценовой риск есть», — считает Курченко.
По ключевым партнерам сбыта ситуация более оптимистична, считает эксперт.
«ЕС — ключевой партнер сохранится. Китай — партнер хороший, но рисковый. Время от времени выбрасывает на внутренний рынок кукурузу, меняет цены. На экспорт в Турцию будет влиять их отношения с Россией. Здесь возможно увеличение закупок. С Израилем подписано соглашение о ЗСТ, что будет способствовать увеличению», — считает эксперт.
По его словам, по каждой из указанных стран ожидается увеличение экспорта на уровне 1,5-2 млн т зерна. Т.е. общий рост — около 5 млн т зерна. Также на украинский экспорт положительно будет влиять ожидающееся сокращение производства зерна в России.
«С инфраструктурой могут возникнуть проблемы. Если в портах ведется углубление, строятся терминалы (здесь прирост ожидается около 4,5 млн), то как будет доставляться туда зерно — большой вопрос» — считает Курченко.
«Укрзализныця», по его мнению, будет тяжело справляться с растущими объемами экспорта. Сюда же добавится проблема с автоперевозками.
«Либо машины не смогут нормально ездить, по тем дорогам, которые есть. Либо ремонт будет задерживать проход автомобилей. Здесь патовая ситуация и это есть большая проблема» — сказал эксперт, отметив, что возможно будет немного спасать речная логистика.
Также Курченко отметил, что проблема может возникнуть из-за невозможности формирования экспортных партий.
«За 8 последних лет 15 млн т прирост емкостей специализированных элеваторов, которые обеспечивают полный цикл (хранение, обработка, отгурзка). Еще столько же прирост у маленьких производителей. Здесь возникает проблема с отгрузками через железные дороги. Те 5 вагонов, которые «Укрзализныця» анонсировала, уже будет тяжелее обеспечить», — считает эксперт.
Однако эта ситуацию, по мнению Курченко, будет влиять на политику сдерживания производителями реализации зерна.
«Хранить есть где. И если будут колебания цен на зерно, то будет сложно формировать экспортные партии. Это тоже определенная проблема», — отметил эксперт.