Об этом рассказал бизнес-омбудсмен Марчин Свенчицки изданию «Интерфакс-Украина».
«Во втором квартале 2020 года Совет бизнес-омбудсмена получил 138 жалоб по этой тематике. Хотя количество жалоб даже не приблизилось к пиковому всплеску, который наблюдался в четвертом квартале 2017-го, Совет не может игнорировать, что эта категория обращений продолжает расти уже шестой квартал подряд», — прокомментировал Свенчицки.
При этом Государственная налоговая служба часто игнорирует требование детально обосновывать, почему тот или иной налогоплательщик был отнесен к категории рисковых в системе регистрации налоговых накладных (СМКОР), указано в отчете Совета бизнес-омбудсмена.
«Налоговые органы часто не обосновывают достаточно детально (хотя должны, особенно, согласно новому регулированию с 1 февраля 2020 года), почему они считают кого-то «рисковым», — указывает совет в отчете.
В то же время бизнес-омбудсмен отмечает, что «классические» жалобы на блокировку налоговых накладных замещаются обращениями бизнеса с просьбой посодействовать в исполнении судебных решений по регистрации налоговых накладных.
«Это объясняется тем, что на данный момент завершились судебные процессы по тысячам налоговых накладных, которые были заблокированы в 2017–2018 гг. Большинство судебных решений в этой категории дел принимаются в пользу налогоплательщиков», — пояснил Свенчицки.
Но еще более четко прослеживается рост количества жалоб, в которых бизнес обжалует свое включение в перечень рисковых плательщиков, что, в свою очередь, является основанием для блокировки накладной, отметил бизнес-омбудсмен.
По состоянию на февраль 2020 года перечень содержал 24,7 тыс. налогоплательщиков, сообщается в отчете со ссылкой на данные Госналоговой службы.
Как подчеркивает Совет в отчете, перечень рисковых налогоплательщиков формируется недостаточно прозрачно и не всегда применяется по назначению. Совет бизнес-омбудсмена направлял свои рекомендации в Госналоговую службу относительно решения этих проблем, однако большинство их них были отклонены.