Бизнес-омбудсмен: Число жалоб бьет рекорды, агосектор — среди лидеров

16 ноября 2021, 10:56 2013

Украинские предприниматели в июле–сентябре 2021 г. направили в Совет бизнес-омбудсмена (СБО) 638 жалоб — это наибольшее количество за последние три года, что на 20% больше второго квартала 2021 г. и на 45% больше третьего квартала 2020 г.

Как говорится в сообщении СБО, количество обращений увеличилось по всем наиболее распространенным предметам.

«Количество жалоб бизнеса в СБО стремительно увеличивается и бьет рекорды предыдущих лет уже второй квартал. Однако такой рост жалоб, по моему мнению, не обязательно свидетельствует об ухудшении бизнес-климата в Украине. Бесспорно, растет осведомленность о деятельности Совета бизнес-омбудсмена среди предпринимателей, наши практические вебинары для бизнеса и адвокатов приносят результаты. Кроме того, сохраняется высокий уровень доверия к институции, многие предприниматели обращаются к нам повторно», — отметил бизнес-омбудсмен Марчин Свенчицкий.

Как отмечается, четыре блока обращений составили 90% жалоб. В частности, налоговые вопросы заняли 65%. Количество жалоб бизнеса увеличилось на 19% против 2 квартала 2021 г. и на 39% против 3 квартала 2020 г.

«Невыполнение судебных решений по регистрации налоговых накладных (164 жалобы) подобно предыдущему кварталу стало наиболее распространенной причиной обращений предпринимателей. Остановка регистрации налоговых накладных (75) с большим отрывом стала вторым наиболее распространенным предметом. После снятия моратория также возросло количество жалоб по налоговым проверкам (56). Относительно включения налогоплательщиков в перечень рисковых поступило 36 жалоб, на 20 меньше по сравнению с предыдущим кварталом», — отметили в СБО.

На действия правоохранительных органов поступило 15% всех жалоб (+33% против прошлого квартала, +64% против 3 квартала прошлого года). Более половины обращений относительно правоохранительного блока касалось Национальной полиции (42), треть — органов прокуратуры (26 жалоб), остальные — Службы безопасности Украины (9 жалоб). Кроме того, на Налоговую милицию предприниматели жаловались 21 раз.

Действия государственных регуляторов (6%), среди которых АМКУ, ГАСИ, Госгеокадастр, НКРЭКП, были в фокусе 41 жалобы, что на 58% больше против второго квартала текущего года и на 95% больше против третьего квартала 2020 года. Существенно выросло количество жалоб на другие государственные регуляторы, среди которых в отчетном квартале были Министерство социальной политики Украины (10 жалоб) и Министерство экономики Украины (18 жалоб).

Жалобы на действия местных органов власти (4%) возросли на 10% против второго квартала 2021 г. и на 64% против третьего квартала 2020 г. Обращения бизнеса касались, среди прочего, проблем с выделением земельных участков (5) и получения разрешений (3).

«Три четверти (73%) предпринимателей, которые обращались в СБО, представляли малый и средний бизнес. Большинство заявителей — украинские компании (87%), только 13% жалоб поступило от компаний с иностранными инвестициями. За индустриальным распределением чаще всего в СБО обращались представители оптовой торговли (21%), агробизнеса (18%), производства (11%), недвижимости и строительства (8%), а также частные предприниматели (9%)», — добавили в СБО.