Поскольку автомобильный транспорт берет на себя весь объем грузопотока с полей, грузовладельцы вынуждены повышать тарифы, чтобы обеспечить своевременный вывоз урожая, сообщает Zernovoz.ua.
«Несмотря на положительную динамику, ставки фрахта в октябре ниже на 25,4% по сравнению с 2019 годом», — констатируют эксперты.
Факторов, сдерживающих дальнейший рост тарифов, по мнению аналитиков, несколько:
1. Снижение стоимости дизтоплива. Мелкооптовые партии на базисе «Коростень» в октябре 2020 г. торговались по 16,35 грн/литр против 23,86 грн/литр в аналогичном периоде 2019 (-31,5%). Средняя розничная цена по Украине в октябре 2020 г. тоже на 17% ниже соответствующего периода прошлого года. Но, если в предыдущие годы данный фактор имел низкое влияние на динамику ставок, то в течение 2020 г. фиксируется рост корреляции.
2. Снижение валовых сборов основных с/х культур, а также растянутость во времени уборочной кампании, как ранних так и поздних культур, снизили пиковые нагрузки на логистические каналы.
3. Сокращение доли автотранспорта в экспортном грузопотоке. В течение трех последних месяцев наблюдается перераспределение в сторону увеличения удельного веса железной дороги на маршрутах доставки зерновых и масличных культур из регионов в портовые терминалы.
4. На рынке существует профицит автомобилей зерновозов. Такую уверенность выражают участники рынка. Согласно опросу, который был проведен на старте сбора поздних культур, почти 90% респондентов считают, что на рынке существует профицит автомобилей зерновозов.
«Остроты ситуации также добавляет факт возвращения в страну части водителей грузового транспорта, которые работали в ЕС, но из-за локдауна потеряли работу. Как следствие, часть зерновозов, которые до этого простаивали из-за отсутствия квалифицированных водителей, теперь выходят в рейсы увеличивая предложение свободного транспорта», — объясняют эксперты.