Как говорится в сообщении УЗА, такая ситуация может привести к срыву украинских экспортных поставок, в частности зерновых, на мировой рынок.
«Обеспечивая львиную долю от аграрного экспорта, зерновая отрасль и экспорт зерна полностью зависит от стабильной и эффективной работы железной дороги, поскольку около 65% всего зерна из регионов вывозится для дальнейшего экспорта через морские порты именно железнодорожным транспортом. Поэтому развитие отрасли и экспорт полностью зависят от надежной, быстрой и своевременной транспортировки продукции к морским портам», — объяснили в ассоциации.
На сегодня, самой большой проблемой для зерновиков, по мнению экспертов, является прекращение договора о перевозке грузов на особых условиях — по расписанию движения маршрутных поездов от 26.09.2019 с 31.07.2020 года. Это ставит под угрозу логистику перевозок зерновых грузов железнодорожным транспортом общего пользования, и заставит аграриев пересмотреть логистическую стратегию с переводом части грузопотока на другие виды транспорта.
«Введенная услуга перевозок на особых условиях соответствует практике перевозок зерновых грузов ведущих стран мира, в том числе которые являются конкурентами на глобальном рынке украинской агропродукции. Отсутствие такой возможности перевозок для украинских экспортеров агропродукции угрожает экономической безопасности и конкурентоспособности аграрной отрасли Украины на мировом рынке», — считают в УЗА.
Кроме того, перевозки зерна является самым прибыльным направлением среди всех грузовых перевозок АО «Укрзализныця», — занимая всего 10% объема грузовых перевозок, транспортировка зерна обеспечивает 20% всего дохода грузовых перевозок АО «Укрзализныця». Перевозка грузов на особых условиях — по РРМП принесли АО «Укрзализныця» около 207 млн грн дохода в 2019 г.
«Введенная услуга перевозок на особых условиях реализуется при месячном планировании расписания движения поездов, времени и станций нагрузки в железнодорожной сети, что значительно повышает прогнозируемость использования локомотивов и вагонов, уменьшает их дефицит для перевозки заданных объемов, повышает пропускную способность железнодорожной сети», — уточняют эксперты.
УЗА надеется на учет интересов отрасли, которая сегодня является крупнейшим источником валютных поступлений от экспорта, и будет восстановлено действие договора по РРМП. Со своей стороны, УЗА предоставила свои предложения и замечания к договору РРМП и надеется на то, что они будут учтены.