В Украине в этом году соберут не менее 80 млн т зерновых и масличных культур, что соответствует показателям мирных 2016-17 годов.
Такой прогноз озвучил заместитель главы Всеукраинской аграрной рады (ВАР) Денис Марчук на брифинге в «Медиацентре Украина — Укринформ».
Он напомнил, что в этом году отечественные аграрии уже собрали больше зерна, чем в целом в 2022-м: 72 млн т против 68 млн т.
«И этот показатель еще улучшится. Ведь продолжается массовая уборка кукурузы. Правда, многие не планируют доубирать эту культуру, оставляя ее на поле из-за нерентабельности. Однако будем иметь показатель минимум в 80 млн т. Это фактически столько же, как собирали в мирные 2016-17 годы. Поэтому мы понимаем, что в условиях войны речь идет об очень хорошем результате», — подчеркнул эксперт.
В то же время объемы экспорта выращенной аграриями продукции в этом маркетинговом сезоне (с 1 июля) гораздо меньше, чем в прошлом.
«К сожалению, мы уже процентов на 30 отстаем от прошлогодних темпов поставок зерна на экспорт. До сих пор удалось экспортировать лишь чуть более 9 млн т агросырья, тогда как в прошлом году на это время показатели экспорта превышали 14 млн т. Тогда, напомню, работала зерновая инициатива: несмотря на проблемы, которые искусственно создавала россия, корабли активно транспортировали зерно. Сейчас же полагаемся в основном только на возможности наземных и речных путей. Конечно, частично помогает и созданный нашими военными гуманитарный коридор», — сказал Марчук.
Он напомнил, что, несмотря на трудности, в октябре удалось улучшить показатели экспорта и продать за границу около 4,8 млн т зерновых и масличных. Благодаря работе гуманитарного коридора впервые за последнее время произошло повышение внутренних закупочных цен на агросырье, ведь до того аграрии часто вынуждены были продавать зерно дешевле себестоимости. Среди позитивов — и снижение стоимости фрахта кораблей, которые заходят в речные порты Дуная.
Вместе с тем заместитель руководителя ВАР напомнил об усилении проблем с сухопутными маршрутами: польские перевозчики с 6 ноября блокируют полноценное движение грузов через границу.
«Тысячи автомобилей стоят в пробках. Это дополнительные финансовые потери. Сейчас сложно подсчитать, о каких суммах идет речь, ведь диалог по урегулированию ситуации продолжается. Но, по моим данным, сейчас речь идет об опоздании на маршрутах на 4-6 дней», — добавил Марчук.