При этом состояние дорог в сельской местности неудовлетворительное, а ремонт проводят только ямочный. Причиной такой ситуации является дефицит средств, который возникает из-за первоочередного латания этими средствами бюджетных дыр, считают в ассоциации.
Ежегодно аграрный сектор перечисляет около трети бюджета Государственному Агентству Автодорог Украины (ДААД) в форме акцизов и налогов, связанных с приобретением топлива для собственных нужд. Так, в 2015 году эта сумма составила 7,7 млрд грн. В 2011-2015 годах государство собрало в форме акцизов на топливо более 67 млрд грн, из которых 46% перечислены аграрными предприятиями (30,9 млрд грн, или $1,9 млрд по среднегодовому курсу).
Кроме акцизов государство получает пошлины на товары, которые относятся к рынку транспортных услуг, автомобилей и соответствующих товаров в них, сумма которого с 2011 по 2015 года составила около 10,2 млрд грн. Таким образом, поступления с 2011 до 2015 года достаточно для капитального восстановления по стандартам ЕБРР и МФК более 16 тыс. км районных дорог, из которых восстановление около 5,3 тыс. км могло быть реализовано средствами, перечисленными аграриями.
«N. B.!» Почему украинское село «гине» и как это предостеречь
В перспективе десяти лет таким образом возможно капитально восстановить до 33,7 тыс. км дорог в сельской местности, учитывая освещение, ограждения и десятилетний гарантийный срок. Общая протяженность дорог районного значения, которые соединяют между собой села и районные центры, составляет около 70 тыс. км. Соответственно, Украина способна капитально восстановить все сельские дороги за 20 лет без каких-либо заимствований.
«Неудовлетворительное состояние дорог местного значения требует немедленного решения через эффективное управление налоговыми и таможенными поступлениями средств в бюджеты разного уровня и направления их на развитие сельских территорий, в том числе и на ремонт дорог, — убежден генеральный директор УКАБ Тарас Высоцкий. — Поэтому УКАБ поддерживает инициативу Кабинета Министров Украины о создании соответствующего фонда финансовых ресурсов с целевыми источниками финансирования, направленными на развитие автомобильной инфраструктуры Украины».
Для справки: По информации Министерства инфраструктуры Украины, 97% дорог находятся в неудовлетворительном состоянии, 40% из них разрушены и требуют капитального ремонта, остальные — ямочного и текущего. И если дороги областного значения или международного ремонтируют или восстанавливают, то в селах жители часто остаются отрезанными от доступа к социальной инфраструктуре из-за их неудовлетворительного состояния.