Об этом заявил заведующий кафедрой банковского дела Киевского национального экономического университета, председатель совета Ассоциации украинских банков Станислав Аржевитин.
«Фактически, из-за недоверия к власти и ее монетарной политики «длинных» или кредитных денег в банковской системе нет. Где есть «длинные» деньги? За год мы увеличили внешний долг почти на 600 млрд грн. С ним банковская система получила 250 млрд, половину из них — в виде капитализации через выпуск ОВГЗ. Это те «длинные» деньги, на которые могут рассчитывать и государство, и субъекты хозяйствования», — пояснил эксперт.
По его данным, рефинансирование со стороны НБУ фактически приостановлено на уровне 1%. Прирост рефинансирования — на уровне 9-10 млрд.
«У НБУ есть 120 млрд грн. Это дает возможность Нацбанку заявлять о сверхликвидности системы. Но эти деньги НБУ покупает по 16% учетной ставке. Эта искусственно созданная сверхликвидность оторвала банковскую систему от реального сектора экономики», — констатировал Аржевитин.
Он отметил, что в результате банковская система стала главным кредитором государства. НБУ изымает средства для борьбы с инфляцией, а Кабмин закрывает пробелы в работе глобальным ресурсом банковской системы.
«Таким образом, происходит ресурсное исчерпывание: финансовая система отброшена почти на 10 лет назад. Кредитного ресурса у нас фактически нет. Как его пополнить? Чтобы подняться с 8% до 80%, сколько в государстве нужно инициировать структурных изменений? Продажи за границу металла и стали упали. Только с/х демонстрирует положительную динамику. Только АПК может наполнять золотовалютные резервы Украины. И эту отрасль нужно всесторонне поддерживать», — сказал он.