В целом же за 2019 г. было зафиксировано 53 случая, тогда как в 2018 г. — 145 случаев, в 2017 г. — 163, в 2016 г. — 91 случай, свидетельствуют данные ресурса СТОП АЧС.
«Опираясь на официальные данные по численности вспышек этого заболевания в Украине, можно утверждать, что болезнь пошла на спад», — отметил в комментарии AgroPortal.ua ветеринарный врач, доцент кафедры эпизоотологии и организации ветеринарного дела НУБиП Украины Владимир Полищук.
По его словам, тенденция уменьшения вспышек АЧС в Украине, с точки зрения профессиональной оценки, также понятна и объясняется той колоссальной работой, которая была проведена по противодействию этой болезни, начиная с 2012 г.
Полищук выражает оптимистичные ожидания относительно угасания заболевания в Украине. На его взгляд, владелец уже осознал, что заботиться о животном — это не право, а его обязанность. И надежды, что все обойдется, изобретут панацею против болезни — уже развеялись.
«Свиней держат ради выгоды. Она увеличивается, когда минимизируются затраты. Здоровье, а особенно профилактика болезни (биобезопасность хозяйства) — это затратно. Во-вторых, варить корма (термообработка) — тоже затратно. В-третьих, беда до меня не дойдет, а дойдет — тогда и будем думать. Подобные настроения уже прошли», — говорит ветврач.
Он вспоминает: когда АЧС только появилась в Украине, отсутствовало понимание особенностей этого заболевания. Все ожидали высокой контагиозности, думали, что занесение болезни в популяцию диких свиней приведет к молниеносной естественной их депопуляции и останется лишь уничтожить трупы, не допустив проникновения вируса в корыта домашних свиней.
«Следующий компонент, который сыграл роль детонатора процесса распространения, — это реорганизация государственной ветеринарной службы, война, миграционные процессы, рост количества поездок за город, в другой регион обязательно с кусочком сала, потеря контроля перемещения, попытка владельцев спасти хоть что-то и развозка контаминированной продукции на чистые территории», — вспоминает эксперт.
Другие факторы — засолка сала в банки и консервация патогена на длительное время. Низкая осведомленность населения, высокая плотность поголовья свиней в домохозяйствах, сложный механизм возмещения убытков. Отсутствие инструментов диагностики болезни, специалистов, полиграфии и тому подобное.
«С 2012 года мы учились бороться с болезнью практически в «полевых условиях», и довольно эффективно. Конечно, нам помогали и финансово, и профессионально, и за это время в стране проведена огромная работа. Реализовано несколько проектов, проведены десятки обсуждений, заседаний правительства, госслужбы, учений, разъяснений, и сегодня мы уже имеем потенциал для противодействия АЧС. Есть инструменты диагностики, обученный персонал, а также осознание угрозы и понимание того, как с этим бороться», — подытожил Полищук.
Наталья Рекуненко, AgroPortal.ua