Что же предлагают? Определить 60 чиновников из Госсельхозинспекции, которые ранее регистрировали технику, имеют доступ к реестрам и умеют с ними работать. За ними закрепить регионы Украины, где создать центры регистрации. Сюда сельхозтоваропроизводители будут подавать документы для регистрации и получения номерных знаков. Центр вносит данные в электронный реестр, а региональный инспектор после проверки документов заверяет регистрацию своей электронной подписью.
Внимание: процедура должна занимать 7 дней!
«Мы не видим, где могут быть риски коррупции. Наоборот, плата за справки при регистрации уменьшится вдвое. Владелец техники будет платить только за свидетельство и номерной знак», — заверил участников рынка в ходе круглого стола в Киеве, который организовала ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса», начальник управления технической политики в АПК Министерства аграрной политики и продовольствия Украины Павел Гринько.
Но, по сути, кадры останутся те же, поэтому возникает логичный вопрос: куда же должна исчезнуть коррупция? Кроме того, потребуются средства для создания региональных центров, их содержания и выплаты зарплаты чиновникам.
«Это искусственно придуманный механизм. Дело не в удешевлении стоимости регистрации, а в том, что будут потрачены миллиарды на создание и содержание центров. Надо исходить из потребностей конечного потребителя. Нужна ли аграриям регистрация именно таким образом? Банк выдает кредиты под залог техники и без регистрации, а при наличии ее и документации на нее. По моему мнению, форму регистрации нужно обсуждать вместе со всеми участниками этого процесса. А еще лучше не брать куски моделей регистрации в различных странах и лепить из них свою, а взять одну отработанную модель в целом и применить у нас», — считает председатель совета Федерации работодателей АПК Вадим Бодаев.
Свои замечания к реформе имеют и операторы рынка техники. В частности, просят открыть им доступ к реестру сельхозтехники.
«На рынке сельхозтехники мы работаем уже 25 лет. По сути, мы наполняем и формируем реестр техники, но за все время работы не имели к нему доступа. Всю систему регистрации, а не только вопрос доступа, нужно ставить на современный фундамент. А то сегодня тем, кто хочет зарегистрировать технику, говорят: нет бланков, нет номерных знаков или мы уже не работаем. Надеюсь, что новая структура, которая будет заниматься регистрацией техники, будет современной, прозрачной и демократичной. И не будет создавать препятствия, чтобы наполнять не бюджет, а карман», — отметил председатель комитета техники и аграрных технологий УКАБ Иван Паламар.
На украинский рынок поставляют, кроме современных высокотехнологичных образцов, также некачественную технику. В конце концов, сельхозтоваропроизводитель может купить себе мешок проблем. Также возникают проблемы с безопасностью использования — как для человека, так и для экологии и земельных ресурсов. Поэтому, кроме регистрации, возникает необходимость в структуре для техосмотра и сертификации сельхозтехники.
Как отмечалось на обсуждении, большой ошибкой было предоставление права сертификации сельхозтехники 18 организациям, которые одновременно с памперсами сертифицируют и технику, что подорвало доверие к достоверности сертификации. В том числе и в отношении техосмотров техники.
«Кроме поборов, там ничего не было. Мы приложили много усилий, чтобы сломать систему техосмотра сельскохозяйственной техники. Потому что она сводилась к тому, что приезжал инспектор и за деньги штамповал справки. Нам надо сейчас подумать, как снова не сесть на эту же коррупционную иглу», — предостерег заместитель председателя общественного союза «Аграрного союза Украины» Василий Ярошовец.
После присоединения к Женевскому соглашению Украина должна реформировать и привести в соответствие с европейскими стандартами нормативные акты и в том числе регистрацию сельхозтехники, которая является обязательной. Этого не избежать.
Беспокоит одно: успеет ли Минагропрод до 1 января запустить регистрацию по новым стандартам без коррупционной составляющей. Ведь средств на работу обновленной структуры пока не предусмотрено. А это означает, что возможность зарегистрировать сельхозтехнику в следующем году под вопросом. Если регистрация прекратится, то аграрии не смогут засеять около 2 млн га пашни, что для страны обернется убытками на сумму более полутора миллиарда долларов.
Мирослава Соколова, AgroPortal.ua