Выбор сделан: голос «за» колбасу и пиво

27 октября 2015, 00:30 1195

Местные выборы в Украине почему-то всегда считаются «второcортными»: многие партии подошли к предвыборным программам формально, предлагая общие лозунги, которые на местном уровне воплотить в жизнь просто нереально.

Судите сами: снять политические барьеры для украинских товаров и услуг на внешних рынках; провести люстрацию судей; ввести кризисный налог для олигархов, который наполнит бюджет и остановит инфляцию, — список можно продолжать и дальше. Однако суть не в списке, а в факте: реальные проблемы на местах остались за бортом большинства политических сил.

Те же, кто и приблизился к проблемам местного характера, как пример: бесплатные обеды, кружки, экскурсии, группы продленного дня, школьный транспорт и тд., — четко не сформулировали, откуда брать деньги на все эти блага.

Но выборы 2015 года запомнятся не этим, а огромным количеством желающих принять в них участие (своих кандидатов предложили 142 партии, всего кандидатов — 209 889 человек) и очень низкой явкой избирателей.

Но они таки состоялись, что подтвердили и международные наблюдатели: миссия Европарламента, ОБСЕ, наблюдатели Совета Европы. Международные эксперты отмечают, что выборы прошли демократично и спокойно, но советуют Украине еще поработать над улучшением избирательного законодательства.

Вторят им и отечественные эксперты, утверждая, что несовершенное избирательное законодательство и стало одной из главных причин низкой явки избирателей.

Вместе с тем, читая ленты соцсетей в день выборов и в понедельник, когда на избирательных участках проводился подсчет голосов, можно выделить несколько причин такой явки: 1) многие не поняли, зачем и за кого идти голосовать; 2)  «политическое» разочарование; 3) непонимание, что эти выборы важны и необходимы.

Согласитесь, украинский избиратель — уникален, он не станет задумываться, взять гречку или 200 грн сегодня, или подумать, а как же будут жить внуки-правнуки. Возможно, тут в «помощь» придет пункт №2, а возможно, это такой менталитет.

Еще в конце XIX века в Галиции участники предвыборной гонки активно прибегали к таким «черным» технологиям, как покупка голоса.

Например, Иван Франко несколько раз баллотировался в сейм как один из лидеров украинской радикальной партии. Но каждый раз ему до победы не хватало несколько десятков голосов: то 30, то 50.

Проблема была в том, что селяне, на которых сделали ставку молодые радикалы, массово продавали голоса.

Источник фото: firtka.if.ua

«Один польский крестьянин подсчитал, что в 1895 году крестьяне-хруни (так назывались те, кто продавал своих голоса, потому что« хрунь» — это свинья), на выборах съели 70 километров  колбасы», — цитирует пример кандидата исторических наук Игоря Черновола издание ZIK.

А весной 1897 года львовский юмористический журнал «Страхопуд» опубликовал такие «выборные частушки»: «Ой, выбрали хруни посла за три бочки пива».

Однако, не будем мести всех под одну гребенку. Есть показательные примеры. Так, на этих выборах мэром Глухова Сумской области избран потомок династии украинских сахарозаводчиков, уроженец Франции Мишель Терещенко.

Генеральный директор Linen of Desna победил ставленника экс-регионала Андрея Деркача.

«Согласно предварительным результатам подсчета голосов на 18 избирательных участках в Глухове, Мишель Терещенко уверенно лидирует с результатом — 64,58 % (8,41 тыс. человек). Явка составила — 53,57% (13,03 тыс. человек)», — отметила народный депутат Анна Гопко, которая наблюдала за выборами в городе.

 

Источник фото: facebook.com

Мы продолжаем и дальше следить за выборами в местные советы. О том, кто «пройдет» из аграриев, AgroPortal.ua проинформирует после официального подсчета голосов. 


Екатерина Золотаренко, AgroPortal.ua