LFM 2018. О чем говорят топ-менеджеры, когда говорят о дефиците кадров

24 сентября 2018, 06:46 3882

В рамках самой масштабной в Восточной Европе конференции Large Farm Management 2018 (LFM 2018) руководители крупнейших агрокомпаний обсуждали одну из самых острых проблем сектора — дефицит квалифицированных кадров на селе. Мы выбрали основные месседжи спикеров панельной дискуссии.

Алекс Лисситса, президент УКАБ, генеральный директор ИМК

Тренд идет к коррекции рабочих мест, и сельское хозяйство не исключение. Множество профессий в аграрной сфере исчезнет, однако на смену им придут новые. По прогнозам, топ будущих профессий в АПК возглавят аналитики и специализированные ученые, останутся также и генеральные директора.

Аналитика и понимание инноваций — знания, которые будут востребованы в будущем. Нужны будут люди, способные решать проблемы комплексно, выстраивать стратегию, креативить и представлять оригинальные идеи. Примерно 55% кадров нужно будет переучивать.

Должности, которые отойдут в будущем, — операторы компьютерного набора, аудиторы, административный персонал, низкоквалифицированная рабочая сила.

При этом количество работающих в сельском хозяйстве будет уменьшаться, сейчас этот показатель составляет меньше 1 млн. Каждые 5 лет количество занятых в АПК будет уменьшаться на 30%, но продуктивность труда будет расти.


Екатерина Рыбаченко, генеральный директор «Агро-Регион»

В какой-то момент мы уволили практически всех, кто знал что-то о сельском хозяйстве, потому что люди, которые считали себя профессионалами, довели компанию до плачевного состояния.

Нельзя построить бизнес без талантливой молодежи, нужно искать прогрессивных людей, для того чтобы внедрять прогрессивные технологии.

Агросектор интересен специалистам из других отраслей, которые могут привнести новый виток в развитие бизнеса.

Людям нужно понимать, зачем они делают свою работу, быть автономными без лишних рамок и получать достойную заработную плату.


Юрий Мельник, первый заместитель главы правления и операционный директор МХП

Проблема нехватки кадров — это проблема не только бизнеса, но и государства, и решать ее нужно комплексно. МХП — это команда молодых людей, которые занимают ключевые позиции в компании все то время, сколько я работаю с ними.

Безвиз — это не только благо для страны, но и вызовы для бизнеса в плане оттока кадров за границу. Для того чтобы удержать сотрудников внутри страны, нужно: оптимизировать бизнес-процессы, использовать современную технику и выплачивать конкурентную зарплату и соцпакет, создать мотивацию. 


Петр Мельник, исполнительный директор Agricom Group

Упадок в одном направлении приводит к созиданию в другом. Финансовые и сервисные профессии начинают набирать популярность. Появилась новая профессия — теггер — тот, кто обучает работе с инновационными продуктами. В Украине таких уже 25, и работают они лучше, чем индусы или бразильцы.

Мы трудоустраиваем и берем на обучение студентов еще до того, как производственные мощности запустили в оборот. Кроме того, финансово мотивируем сотрудников на переезд в другой регион.

Мы не ищем готовых специалистов, но обучаем наших сотрудников под определенные тренды и наше оборудование. Также обучаем soft skills, которые проводят уникальные коучи — как отечественные, так и зарубежные.

Даже те непростые вызовы, которые сейчас стоят перед Украиной, мы сможем спокойно преодолеть. Главное — экономически не уступать зарплатами нашим иностранным коллегам по бизнесу.


Евгений Осипов, генеральный директор «Кернел» 

Центральный офис агрохолдинга должен быть максимально ограничен в количестве сотрудников. Во многих крупных компаниях Украины персонал центрального офиса все еще стремиться управлять подразделениями в регионах. И когда люди на местах начинают получать слишком много приказов, они перестают думать и не концентрируются на главном. В Кернел мы сосредоточены на делегировании полномочий на уровень производственных кластеров. Киевский офис решает только  стратегические вопросы, фокусируется на развитии и инновациях.

«Кернел» реализует значительное количество долгосрочных программ обучения и развития для управленцев и линейного персонала, а также выпускников аграрных ВУЗов Украины. Мы даем большие возможности персоналу внутри компании, готовому двигаться по карьерной лестнице, системно развивая профессиональные и личностные компетенции людей.  Методологией и системной работой в части обучения в Кернел занимается Департамент персонала и коммуникаций. Команда департамента формирует учебные планы, разрабатывает креативные форматы обучения, растит и развивает наставников и менторов, определяет необходимый внешний ресурс. Наш фокус на развитии людей, мы верим, что за этим будущее и готовы инвестировать время и деньги. Мы создаем мотивационные и социальные условия, предоставляем вызовы для роста. Служба персонала в последнюю очередь обращается на рынок при поиске кандидатов на открытые позиции, 75% вакансий закрывают подготовленные внутренние кандидаты.

Мы сотрудничаем с университетами в Украине и по всему миру, расширяя географию и трансформируя подходы нашего партнерства. Мы считаем, что агробизнес Украины сегодня должен всерьёз задуматься о создании аграрного Гарварда. Потому что, кто, если не мы!


Саймон Чернявский, генеральный директор «Мрия Агрохолдинг»

Многие агрокомпании рассчитывают на экспертизу для принятия решений и нуждаются в качественном консалтинге. В мире агрономическая служба чаще всего внешняя и предоставляется обычно с покупкой СЗР или минеральных удобрений. Я уверен, что это будущее Украины тоже.

Когда появится рынок земли, целесообразно будет говорить о растущем спросе на агроконсультантов среди мелкого и среднего бизнеса. Сегодня не хватает украинских специалистов, которые бы имели доступ к науке, качественному образованию. С другой стороны, иностранные эксперты также не всегда правы. И практика, которой они обладают, не всегда применима в украинском агросекторе.


ВИДЕО дискуссии


Наталия Ключникова, AgroPortal.ua