Тимофей, как считаете, украинские аграрии морально созрели к интеграции ІТ-технологий в свой бизнес?
Тимофей Милованов: Рынок, инвесторы и обстоятельства в целом заставят участников агропромышленного комплекса Украины адаптироваться, принимая в работу новые технологии. Вопрос состоит в том, как скоро это произойдет, какая конкретно будет трансформация, как ее сделать наиболее эффективной.
Сколько, по-Вашему мнению, нужно времени?
Тимофей Милованов: Технологии будут развиваться постоянно, вне зависимости от нас. Если раньше ставились задачи о создании конкретного продукта, то для IT-технологий каждый месяц — новые решение. Например, растениеводческий бизнес уже делает ставку не столько на зерно, сколько на умения быстро адаптироваться к новым вызовам.
Где брать на новые «фишки» деньги, ведь многие аграрии говорят, что и хотели бы, но дорого?
Тимофей Милованов: Хорошо, что они уже считают затраты. Но главное — это не затраты, а наша ментальность.
Все новое — непривычно?
Тимофей Милованов: Вспомните, руководитель много лет работающий с карандашом, боялся компьютеров. Однако новые технологии будут делать их более интуитивными.
И все же, как считаете, как быть с финансированием?
Тимофей Милованов: У нас отсутствуют устоявшиеся правила, сколько откладывать, сколько инвестировать, где брать деньги. Например, в Америке каждый знает, что не более 30% своих доходов он платит за дом, от 15 до 30% — вкладываете в свои сбережения и т.д. Если бы в Украине были подобные устоявшиеся правила — было бы намного легче. Для этого нужны IT-ассоциации, которые будут вырабатывать общепринятое понимание.
Ожидается конкуренция на самом IT рынке?
Тимофей Милованов: Давление со стороны ІТ-компаний будет, но выиграют более доступные предложения, которые легче будет внедрять. Если кто-то на данном рынке будет проигрывать — он просто вылетит. Не исключено, что будут создаваться небольшие специализированные компании, специально заточены под украинский аграрный сектор. Главное, чтобы процесс не блокировали коррупционная составляющая, монополисты, государство в целом.
Многие холдинги, средние агропроизводители уже идут в инновационном направлении, но огромная масса фермеров даже и не думает. Как им быть?
Тимофей Милованов: Они могут вылететь и это плохо для нас, ведь здоровая конкуренция всегда держит рынок в тонусе. Нужно подталкивать и дисциплинировать малый бизнес, помогать и руководителям, и персоналу модифицироваться.
Как это делать? Может, должна быть государственная инициатива?
Тимофей Милованов: У нас само правительство нужно модифицировать, поэтому больше надежды на рынок. Если малый бизнес сможет самоорганизоваться, консолидироваться, то можно рассчитывать на какой-то грант, или МВА-программу. Они точно должны знать, какой результат хотят получить на выходе.
У многих компаний есть страх перед потерей персонала, которого обучили за счет предприятия?
Тимофей Милованов: Это жлобство. Плохо, когда от вас никто не уходит, это значит, что вы не можете обеспечить никакого роста. Может вы и потеряете 20% обученных людей, но 80% — будет хорошим костяком. К тому же, пойдут новые, мотивированные специалисты. Это как гонка: ваша компания будет собирать лучших на рынке. Лояльность компании состоит в том, что нужно инвестировать в человека и платить ему его рыночную стоимость.
КОММЕНТАРИИ ПО ТЕМЕ:
Владислава Рутицкая, заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины:
Одна из наших задач — помочь агропроизводителям и программистам активно сотрудничать. Мы не устаем повторять, что такое сотрудничество эффективно и результативно. Украинские IT-решения — одни из самых дешевых в мире, поэтому доступны как большим, так и средним производителям. При этом, это продукты исключительно высокого качества.
Что касается малых фермеров, то уже сейчас по инициативе Минагропрода ведется работа по созданию мобильного аграрного приложения. Данное приложение будет доступно в рамках стартового пакета компании «Киевстар». Есть также идеи по обеспечению системы контроля качества продукции, привязка к технологиям, которые б не допускали возможность внешнего влияния.
Евгений Кражан, директор по развитию бизнеса на корпоративном рынке «Киевстар»:
Для компании «Киевстар» агро — одно из ключевых направлений. Мы видим насколько вырос интерес аграриев к технологиям за последние два года. По темпам подключения к М2М-картам они опередили даже банки. Если еще три года назад компании из финансового сектора обеспечивали прирост в 56,5% в год, то после 2014 г. скорость замедлилась до 12,7%. Зато аграрии, которые росли только на 5,4%, ускорились до 36,2% в год по итогам 2015 г.
Следуя трендам, лидер телеком-рынка разрабатывает инновационные продукты и решения для компаний из агросектора. Среди них М2М-решения для точного земледелия и животноводства (можно ставить датчики, контролирующие, чтобы у животных была комфортная температура и своевременная подача кормов) и телеком-технологии для оптимизации рабочих процессов. К примеру, IP VPN — это единая защищенная сеть, которая поможет обезопасить корпоративные данные компании.
Но большинство этих продуктов предназначены для крупных игроков. Исторически сложилось так, что именно агрохолдинги первыми внедряют инновации. А у представителей малого и среднего бизнеса зачастую нет времени и денег на новые технологии. Мы нашли решение и сейчас разрабатываем продукт — платформу для мобильной коммуникации. Она обеспечит аналитику: расходы топлива, удобрений и семян, информацию с полей, цены на сельхозпродукцию на украинском и международном рынке и многое другое. Уверен, что наше решение обеспечит бизнес-клиентов «Киевстар» дополнительным конкурентным преимуществом и поможет повысить эффективность бизнеса.
Максим Маярчук, директор компании Live AG:
Компания Live AG входит в структуру инновационного холдинга HTI, занимается автоматизацией сельскохозяйственного производства, созданием программных аппаратных решений, контроля деятельности предприятия в режиме он-лайн: GPS-мониторинг, передача информации с полей о выполненных работах, учет товарных ценностей, создание системы, которая всю активность аграрной компании воплощала в себе.
Также в холдинг входит еще две компании: A3 Tech, которая разрабатывает и производит технику для обработки почвы, посева и внесения удобрений, а также Genetic Plant Cells, которая занимается разработкой способов воздействия на растение с целью создания и усиления новых свойств в растении, усиление роли тех или иных органов.
Инновации всех трех компаний продаются как на украинском рынке, так и на зарубежном. На сегодня уже разрабатываются инновационные решения для «Сварог Вест Груп».
Алла Стрижеус, Наталия Помянская, AgroPortal.ua