Дмитрий Викторович, если вкратце подводить итоги 2018 года: что удалось сделать и довольны ли вы результатом?
Дмитрий Кравченко: Для LNZ Group 2018 год был успешным, ведь каждое из направлений компании — агропроизводство, семеноводство, дистрибуция — продемонстрировали показатели роста.
В качестве примера возьмем производство семян (LNZ Product). Нам удалось закрепить свои позиции в ТОП-10 семенных заводов Украины среди таких мировых семенных гигантов как DuPont Pioneer, Bayer и др.
Кроме того, LNZ Group работает над созданием и освоением новых направлений. Мы запустили новый бренд DEFENDA, расширив присутствие на рынке генерических СЗР. Продолжаем инвестировать в логистику — создали собственный парк зерновозов и продолжаем увеличивать элеваторные мощности.
К генерикам украинские агропроизводители неоднозначно относятся. Какой основной акцент будете делать, чтобы убедить аграриев, что это безопасные и качественные СЗР?
Дмитрий Кравченко: Бренд DEFENDA призван обеспечить украинского агрария качественными и доступными средствами защиты растений, а также предоставить необходимую технологическую и финансовую поддержку.
Главные его преимущества в оптимальном соотношении цены и качества, а также широкой линейке препаратов, что позволит аграриям спланировать полную и надежную схему защиты той или иной культуры и выработать комплексный подход.
Конечно, встречается определенный скептицизм и неприятие у сельхозпроизводителей, которые объясняются негативным опытом работы с генерическими продуктами. Но в таких случаях мы начинаем с диалога, приглашаем посетить наши опытно-показательные и производственные поля, предлагаем совместно заложить показательные пробные поля, где наряду с мультинациональными компаниями используются генерические СЗР. Таким образом мы хозяйству предоставляем возможность получить положительный опыт.
Мы открыто говорим, что DEFENDA — это генерические препараты, но это не означает «некачественные». Мы сотрудничаем с лучшими заводами, которые выдержали жесткую конкуренцию в условиях требований к защите окружающей среды, и где, кстати, также производятся СЗР для ведущих компаний-оригинаторов. Поэтому предлагаем сельхозпроизводителям сотрудничество с полной уверенностью в качестве полученных результатов, поскольку все продукты испытываем и проверяем на собственных полях. Теперь можем уверенно заявить, что, кроме финансовой, никакой разницы в использовании генерической продукции и оригинальной химии больше нет.
Планируете ли строить собственный завод по производству средств защиты растений в Украине?
Дмитрий Кравченко: Несмотря на стремительное развитие бизнеса СЗР в портфеле компании, речь о собственном заводе в Украине пока не идет.
Ходят разговоры на рынке, что после запуска нового бренда СЗР планируете запускать и новый семенной бренд.
Дмитрий Кравченко: Семенное направление является важным для нас и одним из ведущих в бизнесе, о чем свидетельствуют результаты, которые я только что озвучил. Что касается нового бренда, то пока держим интригу.
Продолжая семенную тему, озвучьте, какова общая мощность завода на сегодняшний день?
Дмитрий Кравченко: LNZ Group имеет два семенных завода. Многофункциональный завод по производству и доработке семян пшеницы, ячменя, гороха, сои, подсолнечника имеет мощность 150-200 т/сут. В условиях производства на заводе семян льна, кориандра, спельты — 75 т/сут.
Специализированный завод по производству и доработке семян кукурузы на сегодня является одним из самых мощных и современных в Украине с мощностью около 500 т/сут. Имеем здесь универсальное оборудование, более 60% из которого марки PETKUS, на котором можно перерабатывать семена любых культур. Здесь внедрено 9 технологических этапов производства: от приема сырья до отгрузки готовой продукции.
Но, несмотря на высокую автоматизацию, на заводе по производству и доработке семян кукурузы работают около 100 человек, а в сезон — в 1,5 раза больше.
Также при заводе есть современное складское помещение площадью 2 тыс. м2, оснащенное теплоизоляцией и системой кондиционирования. За счет этого в помещении поддерживается стабильная температура, позволяющая сохранять высокое качество продукции.
Насколько оправдала ваши ожидания агрохимическая лаборатория, когда планируете оказывать услуги другим участникам рынка?
Дмитрий Кравченко: За время работы агрохимической лаборатории мы убедились, что это позволяет агрокомпании значительно экономить на ресурсах, используя их рационально, а также увеличить урожайность. Вместе эти составляющие повышают эффективность агробизнеса.
В ближайшей перспективе планируем дооборудовать агрохимическую лабораторию, в частности приобрести прибор ICP, что позволит осуществлять полный комплекс анализов.
До сих пор мы использовали лабораторию только для собственных нужд, но сейчас находимся в процессе получения аккредитации, что позволит предоставлять услуги другим аграрным предприятиям и фермерам, помогая им более эффективно использовать существующие ресурсы.
Вы отметили увеличение урожайности. Собственно, какие планы по культурам на 2019 год и сколько засеяно озимыми культурами?
Дмитрий Кравченко: В LNZ Group озимыми культурами засеяно: 7 тыс. га, а это 10% от общей площади, озимой пшеницы и около 70 га участков гибридизации озимого ячменя.
Озимые сеем только по подсолнечнику, поскольку стратегической культурой является кукуруза, которая занимает 50% в структуре севооборота и является наиболее прибыльной. Поэтому в 2019 году не отклоняемся от принятой стратегии и 50% площадей выделяем под кукурузу, не менее 30 тыс. га, и 5 тыс. — под участки гибридизации.
1-1,5 тыс. га запланировано под гибридный подсолнечник, и 10 тыс. га займут товарные посевы подсолнечника. Около 10 тыс. га в структуре займет соя. Для нужд животноводства будет отведено 1 тыс. га под силосную кукурузу и 600 га — под травы.
Участки гибридизации под орошением?
Дмитрий Кравченко: LNZ Group имеет более 4 тыс. га площадей гибридизации, которые находятся под орошением, как того требуют мировые стандарты в семеноводстве, а также селекционных компаний, с которыми сотрудничает LNZ Group.
Мы уделяем этому направлению очень большое внимание, и, наверное, являемся одной из крупнейших компаний, которая имеет такие поливные площади в Украине. В среднем под полив компанией инвестировано 2500 $/га.
Говоря о нишевом производстве: в прошлые годы компания экспериментировала с некоторыми культурами. Что в планах?
Дмитрий Кравченко: Да, раньше мы выращивали кориандр, лен, спельту, а сейчас, учитывая конъюнктуру рынка, оставили только 300 га спельты, поскольку в странах ЕС эта культура пользуется большим спросом. К тому же на Лебединском семенном заводе есть специальное оборудование для обмолота этой культуры, поэтому можем предложить на экспорт продукцию высокого качества.
Что касается логистики: компания приобрела более 100 железнодорожных вагонов. Решило ли это логистическую проблему, будете ли покупать еще вагоны?
Дмитрий Кравченко: Да, приобретя в 2018 году 108 новых вагонов-зерновозов, мы стали еще более мобильными и автономными в вопросах логистики, что позволило компании планировать поставки продукции согласно подписанным контрактам.
Однако качественная логистика — это не только транспорт, но и мощности для качественного хранения зерновых. Поэтому на Сумщине мы продолжаем строительство второй очереди элеватора, что позволит компании одновременно принимать различные культуры и зерно разного качества. Производственная мощность элеватора составляет 77 тыс. т, а производительность транспортного оборудования каждой технологической линии элеваторного комплекса — 250 т/час.
Чувствуете ли дефицит кадров в компании, какие мотивационные программы существуют, как подбираете персонал?
Дмитрий Кравченко: Teamwork makes the dreamwork. Дефицит хороших кадров ощущается в полной мере. Думаю, что, как и в любой отрасли, профессионалов нужно уметь найти и мотивировать работать именно в этой компании. Мотивационных программ немало в нашей компании: и посещение тренингов (лекций) как в Украине, так и за рубежом, семейные программы, мотивационные поездки на отдых, стажировка на заводе, вскоре собираемся открыть стажировку в одном из офисов группы компаний. Социальным пакетом, думаю, сегодня уже никого не удивишь — это по умолчанию.
Поскольку мы стремимся быть лучшими в том, что делаем, то и кадры стараемся подбирать лучшие. Ищем, смотрим, собираем отзывы, проводим конкурс при отборе. Стоит сказать, что в нашей компании работают профессионалы своего дела из больших как украинских, так и международных бизнесов. Думаю, это определенный показатель уровня нашей группы компаний.
А относительно пайщиков, какие в компании есть социальные программы?
Дмитрий Кравченко: LNZ Group пытается участвовать в развитии инфраструктуры и поддержке учебных и медицинских учреждений, храмов, учреждений культуры в населенных пунктах, где работает компания. Это нельзя объединить в один какой-то проект, поскольку эта помощь разноплановая и постоянная.
Мы покупаем оргтехнику для учебно-воспитательных заведений, делаем ремонты в садиках и школах, покупаем оборудование и технику для медицинских учреждений, предоставляем средства для проведения газопровода в селах, ремонтируем дороги. Кроме того, занимаемся патриотическим воспитанием молодежи, помощью АТО, поддерживаем проекты энергосбережения, популяризируем спорт.
Мы четко осознаем, что делаем это не ради PR, а для людей, которые у нас работают и живут рядом с нами, для их детей и родителей. Это также в большой степени инвестиция: если нашим людям будет комфортнее и увереннее жить, то появится уверенность и относительно своего будущего и будущего своих детей — значит и эффективность их работы будет выше, и LNZ Group сможет планировать свое будущее не на один десяток лет.
Одним из таких направлений, пожалуй, является развитие футбола. Насколько важен футбол в вашей жизни?
Дмитрий Кравченко: В целом спорт в компании является одной из важных составляющих. В моем понимании, если человек является лидером в одном деле, он будет стремиться стать лидером и во всех других отраслях.
В LNZ Group нет амбиций быть первыми, но мы стремимся быть лучшими во всем, что делаем. Слоган нашей футбольной команды звучит так: Forza LNZ! We must stand together! И это понимание, настроение мы переносим со спорта также на бизнес. И сегодня есть направления, где LNZ Group уже заняла нишу лучших, но есть те, в которых мы уверенно движемся к этому.
Какие планы у LNZ Group на 2019 год?
Дмитрий Кравченко: Конечно, приоритетом нашего бизнеса является развитие и рост всех направлений, в которых работает наш холдинг.
В 2019 году сосредоточимся прежде всего на обслуживании клиентов — предоставлении лучшей технологической и агроподдержки. С какими бы проблемами не столкнулся производитель, он должен знать, что специалисты LNZ Group помогут ему в их решении и поиске решений. Благодаря экспертизе, опыту и собственным многолетним испытаниям продуктов в нашем портфеле в LNZ Group способны решать все острые вопросы ведения сельского хозяйства. Мы хотим укрепить позиции и занять нишу лучших профессионалов на рынке для наших партнеров.
В частности, в 2018 году мы создали Департаменты агротехнологий и маркетинга, которые помогут нам двигаться в вышеназванных направлениях еще динамичнее.
Спасибо за беседу.
Алла Стрижеус, AgroPortal.ua