Масляная мощь Украины: мировые перспективы

15 сентября 2016, 07:44 6752

Фразой «Украина — крупнейший производитель и экспортер подсолнечного масла в мире» уже никого в нашей стране не удивишь. Действительно, собственные рекорды в 2015/2016 МГ Украина побила не только по производству, но и по объему посевных площадей под подсолнечником.

Согласно презентации гендиректора компании «УкрАгроКонсалт» Сергея Феофилова, представленной в ходе IV Международной Конференции «Black Sea Oil Trade-2016», они сравнялись в этом году с посевом пшеницы и составили более 6 млн га. Официальная статистика эти цифры не подтверждает.

Кому и как реализовывать подсолнечное масло в условиях кризиса на сырьевых рынках и что следует усовершенствовать украинским переработчикам?

По оценкам «УкрАгроКонсалта», 2015/2016 МГ Украина завершила с рекордным экспортом подсолнечного масла на уровне 4,5 млн т. Несмотря на то, что география экспорта включает и так более 100 стран, украинцам удалось дополнительно открыть еще 15 рынков, преимущественно это страны Африки и Ближнего Востока. Спрос в мире на подсолнечное масло есть, поэтому в грядущем сезоне эксперты ожидают новых рекордов от Украины.

Представитель компании LMC International Джозеф Фейертаг в ходе «Black Sea Oil Trade-2016» заявил, что видит конкурентные преимущества подсолнечного масла над пальмовым ввиду падения цен на последнее из-за снижения стоимости нефти. Маркос Рубин (Agroconsult, Бразилия) посоветовал компаниям, занимающимся выращиванием подсолнечника также обратить внимание на замедление роста производства сои в Латинской Америке. Сейчас на объемы сои в Бразилии и Аргентине существенно влияют Эль-Ниньо и Ла-Нинья, определяющие степень засушливости почв в тот или иной год.

Особый интерес среди докладчиков вызывает презентация Сумита Гупта (McDonald and Pelz, Индия) о рынке Южной и Юго-Восточной Азии. Как известно, Индия и Китай остаются крупнейшими потребителями украинского подсолнечного масла. Для отечественных экспортеров это направление продаж является ключевым ввиду приверженности местных жителей к вегетарианской кухне и растущего населения в этих регионах. «Индия всегда будет импортером подсолнечного масла, так как мы потребляем в большинстве своем растительную, а не животную пищу», — сказал эксперт.

В тоже время, по мнению Сергея Феофилова, несмотря на хорошую маржу и спрос на украинское масло, вскоре отечественные переработчики могут столкнуться с несколькими проблемами на внутреннем рынке. Речь идет об усилении конкуренции за сырье. По оценкам «УкрАгроКонсалт», мощности по переработке сейчас достигли почти 17 млн т, а в 2020/2021 МГ могут составить 20 млн т. Рано или поздно Украина придет к регулированию севооборота подсолнечника, что еще больше усложнит ситуацию и приведет к росту закупочных цен.

Решить проблемы в отрасли эксперт предлагает не с помощью наращивания объемов производства, а путем позиционирования подсолнечного масла как продукта премиум-класса. Феофилов считает, что нужно рекламировать его преимущества перед другими растительными маслами. Такие качества, как высокое содержание витамина Е, отсутствие ГМО и другие характеристики могли бы способствовать повышению интереса и стабильному росту цен на него. Эксперт масличного рынка «УкрАгроКонсалт» Юлия Гаркавенко считает, что Украина имеет все возможности стать доминирующим поставщиком в мире не только подсолнечного масла, но и жидкого/сухого не-ГМ лецитина из подсолнечника.

Мировой рынок лецитина наращивает мощности и эта тенденция продлится до 2020 г. Если ранее основными потребителями этой продукции были европейские страны, то в настоящее время объемы продаж динамично растут и в страны Азии. По оценкам Йенcа Хайзера (LECICO, Германия), глобальный спрос на лецитин составляет 400 тыс. т в год (по 100 тыс. т — Европа и Северная Америка, 150 тыс. т — Азия, 50 тыс. т — Южная Америка). На мировом рынке в 2016 г. преобладает соевый лецитин (300 тыс. т из генномодифицированной и 50 тыс. немодифицированной сои), присутствует также лецитин из подсолнечника (30 тыс.) и рапса (20 тыс.) т. Сейчас Украина производит лецитин из не-ГМ сырья — подсолнечника. Украинским операторам грех не использовать шанс стать ключевым экспортером не-ГМ лецитина.


Екатерина Золотаренко, AgroPortal.ua