Инвестиционные перспективы Украины на пути в ЕС

20 января 2016, 16:00 3833

«Зеленая Неделя» в Германии прошла без украинского стенда. Но не без украинцев. На «Аграрный Давос» прибыли представители министерства, общественных организаций, бизнеса.

Заинтересованность в Украине, по крайней мере, в ее аграрном секторе в Германии есть. Об этом свидетельствовало количество и статус гостей на мероприятиях, организованных в Берлине ассоциацией «Украинский клуб аграрного бизнеса».

Днем, 15 января, украинская и немецкая стороны встретились в рамках круглого стола «Инвестиционные возможности в Украине для немецких компаний аграрного направления и новые возможности в связи с вступлением в действие глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС». А уже вечером состоялся прием в украинском посольстве, где проходило общение в более неформальной обстановке. Кстати, впервые за годы проведения УКАБом приема, его посетило около 150 представителей немецких предприятий и организаций.

Репутация: восстание из руин

В 2014-2015 гг. события в Украине в целом и в агросекторе в частности пошатнули доверие европейских инвесторов к нашей стране. Теперь же обе стороны обсудили возможность восстановления эффективного сотрудничества и продвижения Украины на рынки европейских стран. Предпосылки к этому есть — уверен министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко.

«Мы видим большой интерес к Украине. И это касается не только аграрного сектора, но и процессов реформирования, событий на востоке страны, в Крыму. Немцы очень позитивно смотрят на то, как мы преодолеваем эти проблемы, а агросектор показывает себя движущей силой экономики», — рассказал он.

Готовы ли немецкие инвесторы вкладывать в Украину? Возможно. Но не массово. И не сегодня. Однако, по словам посла Украины в Германии Андрея Мельника, немецкий бизнес не уходит из нашей страны, и это уже радует.

«За прошлый год немецкий бизнес кардинально изменил свое отношение к Украине. В 2014 г. только 40% его представителей готовы были оставаться и работать в нашей стране. В 2015 г. эта цифра достигла 97%, и большая часть бизнесменов готовы расширять свою деятельность», — заверил посол.

Европейцы действительно пристально наблюдают за Украиной. Но не столько за тем, что происходит на поле пшеничном, а скорее за тем, что происходит на политическом ринге страны. Хотя немцы и говорят о своем позитивном отношении к Украине, но от политической элиты ждут более активных действий в решении внутренних проблем страны.

«Мы настроены очень оптимистично. Но, как бизнес, мы не можем влиять на фундаментальные макроэкономические процессы. Поэтому от Украины мы ждем стабильной экономики и политического курса. Украинское правительство должно продвигаться в реформах и децентрализации», — высказал свое мнение представитель рабочей группы «Сельское хозяйство» при Восточном комитете немецкой экономики Дирк Штратманн.

Слева направо: генераный директор УКАБ Тарас Высоцкий; представитель рабочей группы «Сельское хозяйство» при Восточном комитете немецкой экономики Дирк Штратманн
Справа: представитель рабочей группы «Сельское хозяйство» при Восточном комитете немецкой экономики Дирк Штратманн

PR — наше все

Есть ли большой интерес к Европе у украинского бизнеса? Как и в прошлом году, у отечественных аграриев нет своего стенда. В чем причина? В недостаточной популяризации «Аграрного Давоса» среди украинских аграриев? Или дело в кризисе?

«В Украине сейчас много внутренних проблем. И, возможно, бизнес не в том положении, чтобы активно развиваться и продвигать себя. Украине нужно разрешить конфликт с Россией, восстановить мир на востоке страны, побороть коррупцию и т.д. Как только это случится, бизнес продолжит развиваться и в следующем году, я уверен, у Украины будет стенд в Берлине», — поделился своей точкой зрения руководитель проекта «Немецко-украинский аграрный диалог» при Институте экономических исследований и политических консультаций (IER) Фолькер Зассе.

Но мир не может остановиться и ждать улучшений в Украине. Наша страна и, в особенности ее официальные представители обязаны не только внедрять и развивать эти улучшения, но и популяризировать их, такое мнение высказал генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Тарас Высоцкий.

«Украина должна активно работать над восстановлением позитивного имиджа в глазах европейцев. Необходима четкая, продуманная PR-стратегия. Немецкие бизнесмены — это прагматичные люди, они ищут возможность заработать. Как только репутация Украины начнет меняться в лучшую сторону, нам не нужно будет искать инвесторов, они придут сами», — уверен он.

Мнение гендиректора УКАБ разделяет и старший научный сотрудник IAMO (Германия) Тарас Гагалюк. Эксперт уверен: украинские компании не умеют себя продвигать, а министерство слабо им в этом помогает.

«Украинские компании должны минимум за полгода начинать «тормошить» министерство, чтобы страна учувствовала в «Зеленой Неделе», чтобы продвигать свою продукцию в ЕС. А в лучшем случае частный сектор должен был влиять на правительство на этапе расчета и отстаивания квот в переговорном процессе, потому что квоты, мягко говоря, не соответствуют потенциалу нашего бизнеса. Ведь Украина в этом году вошла в зону свободной торговли. Зачем она была нужна? Для PR самого министерства? Чем они еще занимаются кроме этого? Сегодня вся аграрная отрасль Украины сориентирована на экспорт сырья. Но этим можно было заниматься и без всякой ЗСТ. Даже лучше, чем сейчас. Но ведь любая успешная страна, если она хочет такой быть, должна экспортировать продукцию с добавленной стоимостью», — рассказал Тарас Гагалюк.

Бизнес не дремлет

И все-таки украинский бизнес был представлен на Зеленой Неделе. Бизнес, который хочет быть и на европейском рынке, и на этой выставке.

«Зеленая Неделя — это в первую очередь политическое мероприятие и площадка для диалога между всеми игроками агрорынка как политиками, так и бизнесом, так и потребителями. Если Украина присоединилась к зоне свободной торговли, то мы должны показать, что бизнес готов и открыт к коммуникациям. Очень жаль, что здесь нет украинского стенда, который бы представлял аграрный потенциал и возможности Украины. Есть стенды под брендом «Украина» ресторанно-сувенирного формата. Неужели наши возможности и предложения европейцам в водке, варениках и сувенирах?! Это конечно не то, что хотелось бы видеть. Тут должны присутствовать украинские производители со своей продукцией. Министерство также должно быть заинтересовано и участвовать в презентации реального аграрного потенциала Украина на таких площадках», — прокомментировала заместитель председателя правления корпорации «Сварог Вест Груп» Инна Метелева.

Еще один участник мероприятий УКАБ — президент Украинского кооперативного альянса Зиновий Свереда. В Украине он занимается возрождение кооперативного движения, а в Германии — ищет поддержки этого начинания.

«Исторически между украинскими и немецкими кооператорами были тесные связи. Мы хотим возобновить сотрудничество, восстановить то, что работало много лет назад. У нас есть земля, есть люди, которые хотят работать, а немцы могут поделиться с нами технологией и опытом работы на европейском рынке», — рассказал Зиновий Свереда.

Тем более что сотрудничество между Украиной и Германий есть. В этом году стартовал проект Федерального Министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии, направленного на поддержку Украины в вопросах аграрной торговли в рамках соглашения о свободной торговле между ЕС и Украиной.

«Украинские аграрии довольно пассивны в плане экспорте. Почему? Не хватает информации, как выйти на рынки ЕС. Кроме того, многие компании не могут адекватно оценить риски, собственные силы. Наш проект будет решать эти вопросы. Перед нами стоит 3 основные задачи. Во-первых, усиление диалога Украины и ЕС и предоставление информации Минагропрод в вопросах ЗСТ. Во-вторых, консультирование наших компаний. В-третьих, проведение курсов и семинаров для экспортного менеджмента», — поделилась мнением руководитель проекта Ольга Трофимцева.

Также эксперт отметила, что участие Украины в Зеленой Неделе чрезвычайно важно. По мнению Ольги Трофимцевой влияние этого события в европейском аграрном пространстве будет оставаться довольно значимым, так как выставка является и серьезной имиджевой площадкой, и признанным местом проведения важных переговоров на уровне государств и компаний.

P.S.

Что ж, Украине остается только работать: над реформами, культурой бизнеса, качеством продукции, собственным имиджем… И готовится к «Зеленой Неделе-2017»…


Виктория Кот, AgroPortal.ua