Введение в действие такого договора в условиях снижения экономической активности, падение мировой экономики и внедрение карантина в связи с борьбой с распространением коронавируса может значительно навредить экспорту зерновых из Украины, будет иметь катастрофические последствия для всей экономики страны, говорится в сообщении УЗА.
«Новый договор АО «Укрзализныця» значительно повышает плату за пользование вагонами железной дороги, что в условиях падения мировой экономики и нехватки финансово-кредитных ресурсов на старте посевной кампании приведет к увеличению расходов аграриев и может навредить как производству зерновых, так и текущему экспорту. Учитывая, что частные вагоны сейчас значительно дешевле на рынке, чем вагоны УЗ, а доля вагонов УЗ на рынке лишь 40%, то решение повысить стоимость для зерновозов УЗ выглядит не рыночно и странно», — убежден президент УЗА Николай Горбачев.
Более 95% экспорта зерна осуществляется через морские порты Черного и Азовского морей, при этом около 70% зерна на экспорт транспортируется от элеватора до порта по железной дороге. Как известно, в этом году экспорт зерна может достичь уровня 60 млн т. Возможные перебои экспорта зерновых приведут к падению валютной выручки страны, значительной девальвации гривны и финансово-банковскому кризису, объяснили в ассоциации.
УЗА и другие бизнес-ассоциации неоднократно высказывали к проекту договора «Укрзализныци» замечания и предостережения относительно дискриминационной сути этого документа относительно потребителей услуг «Укрзализныци», которых государственный монополист фактически заставлял подписывать новый документ, иначе прекращались предоставляться услуги по перевозке. Антимонопольный комитет Украины вынес предупреждение АО «Укрзализныця» за это. Однако в обновленном проекте монополиста до сих пор остаются дискриминационные нормы по отношению к пользователям услуг, значительно повышается плата за использование вагонов «Укрзализныци».
Сегодня плата за пользование вагонами под грузовыми операциями взимается почасовая и первые двое суток плата довольно незначительная, а затем резко возрастает. По новым правилам, плата за пользование вагонами во время грузовых операций возрастает сразу до 1363 грн. (сегодня она составляет около 105 грн за первые сутки за зерновоз), а за двое суток стоимость удваивается и составляет 2726 грн. Вполне понятно, что такой рост стоимости увеличит расходы грузоотправителя и, соответственно, недополучение доходов аграриями.
«Односторонность и безапелляционность условий нового договора противоречит стратегии АО «Укрзализныця» на 2019–2023 годы, целью которой было увеличение прозрачности, устранение коррупции и злоупотреблений», — подчеркивают в УЗА.
По мнению экспертов, даже предварительный анализ нового договора дает основания считать, что введение его в действие преждевременно, особенно на фоне ограничений и карантинных мероприятий, и приведет к росту расходов грузовладельцев на железнодорожные грузовые перевозки. Это негативно повлияет как на работу аграриев, так и на показатели операционной работы самой АО «Укрзализныця». Сегодня перевозки зерна занимает более 10% от физического объема грузовых перевозок «Укрзализныци», но при этом приносят ей 20% всех доходов от всех грузовых перевозок.
Бизнес, кроме собственно резкого повышения стоимости за использование вагонов во время грузовых операций, имеет существенные замечания и к нормам договора, регулирующих условия подачи, использование, отказа от вагонов и платы за пользование вагонами «Укрзализныци».
«Украина переживает крайне тяжелые времена, связанные со вспышкой эпидемии коронавируса, борьбой на нефтяном рынке и, как следствие, экономической турбулентностью на мировых рынках. УЗА убеждена, что это не совсем удачное время для введения в действие нового договора на железнодорожные перевозки. Поскольку будет иметь долгосрочные негативные последствия для украинской экономики и может привести к существенному сокращению экспорта и значительного снижения ВВП. Зато обеспечение стабильных грузовых железнодорожных перевозок позволит отечественным предприятиям выжить в это непростое время. Для этого необходимо максимально упростить и смягчить для бизнеса условия работы, в т.ч. перевозки по железной дороге, а об их подорожание, в результате введения нового договора, не может идти и речи», — отметил Николай Горбачев.
Кроме того, зерновой маркетинговый год начинается 1 июля и изменение правил игры, равно как и стоимости перевозок среди текущего маркетингового года, повредит стабильности экспортных поставок — выполнению уже законтрактованных объемов экспорта зерна.
УЗА считает необходимым перенести введение в действие новой редакции договора, по меньшей мере, до 1 июля 2020 года. Это позволит избежать как негативного влияния ситуации с карантином и падения экономических показателей всех участников рынка, так и способствовать поиску компромисса между железной дорогой и бизнесом — позволит учесть замечания и предложения бизнеса в текст нового договора.