Такое мнение высказал консультант Всемирного банка Денис Низалов в интервью «Бизнес.Цензор».
«С открытием рынка ожидается достаточно быстрый рост цены на землю. Если сейчас цена за гектар на теневом рынке — $1,5 тыс., то после открытия рынка цена может в течение трех лет вырасти до $3,5 тыс. и более. В таких условиях все, кто имеет свободные деньги, хотели бы вкладывать в быстро растущие активы, чтобы продать на пике цены. Это один из объективных рисков, который связан с открытием рынка», — отметил он.
В то же время, по словам Низалова, именно поэтому сейчас обсуждаются условия оборота земли, что открытие рынка земли не может проходить абсолютно без каких-либо ограничений.
«Конечно, что для развитых рынков, чем меньше ограничений, тем лучше. Но для рынка, который только открывается, надо учитывать особенности переходного периода, необходимы дополнительные предохранители, поскольку у нас в стране есть неодинаковый доступ к финансам и накопленное за годы моратория излишнее предложение земли. Но чем больше мы откладываем с открытием рынка, тем больше ситуация ухудшается. Например, политики, или коррумпированные чиновники будут иметь больше свободных денег для скупки земли, чем фермеры. И для того, чтобы не было спекулятивной скупки земли на старте реформы и нужные предохранители. Это и ограничение максимального количества земли в одних руках и установление минимальной цены и установление налога на перепродажу», — подчеркнул представитель Всемирного банка.
По его словам, ограничения необходимы, чтобы выгоды от открытия рынка были более-менее одинаково распределены между собственниками и сельхозпроизводителями, чтобы выгодно было покупать землю именно для использования в сельскохозяйственном производстве.
«Ибо если открыть рынок без предохранителей, то все преимущества от снятия моратория получат не фермеры, а люди, которые имеют доступ к финансовым ресурсам», — отметил он.
Для справки: в Украине до 2019 г. действует мораторий на продажу государственных сельхозземель.