Украинская зерновая ассоциация (УЗА) обеспокоена возможной полной остановкой экспорта зерна из Украины из-за принятия Верховной Радой Украины непродуманных законодательных изменений по экспорту зерновых и масличных, которые вносят противоречия в законодательство, в частности в налоговое.
Как говорится в сообщении УЗА, принятие законопроектов 10168-2 и 10169-2 без консультаций и привлечения бизнес-ассоциаций приведет к введению невыполнимых и неприменимых правил и, соответственно, параличу на рынке зерна и полной остановке экспорта из Украины.
«Например, народные депутаты предлагают регистрировать налоговую накладную до момента физического экспорта зерна с территории Украины. Зато налоговое законодательство предусматривает, что регистрация налоговых накладных происходит в двух случаях — физической поставки товара покупателю или получения оплаты за товар (в нашем случае речь идет о полной предоплате). Понятно, что вопрос о физической поставке не стоит, она невозможна при введенных новых правилах. Также ни один импортер не проводит предоплаты за товар, предназначенный к экспорту из Украины. В этом случае экспортеры могут оказаться в ситуации, когда они не могут ни поставить товар, ни получить оплату за него, чтобы зарегистрировать налоговую накладную», — объясняют специалисты.
Еще одна новелла принятых законопроектов — перенос проверки налогового кредита на момент физической отправки зерна на экспорт, подчеркивают в УЗА. Это позволит налоговым органам проводить такую проверку определенное время или даже затягивать ее. В таком случае экспортер будет вынужден платить за простой судов в порту — убытки составят минимум $1,5-2 на тонне и могут достичь $50 тыс. и более в сутки. Никто из экспортеров не будет еще больше идти на риск в таких условиях. Более того, эти все убытки при экспорте лягут на обычного украинского фермера, поскольку риски будут заложены в цену закупки зерна у него. Кроме того, предоставление дискреции налоговым и таможенным органам решать, когда они могут дать добро на экспорт или не дать, во стократ повышает коррупционные риски.
«Также законопроектом депутаты хотят установить минимальные цены, по которым экспортеры могут отправлять зерно на экспорт. Эти цены, по замыслу депутатов, не должны быть ниже средних биржевых котировок за предыдущие 10 дней. Эта норма невыполнима, поскольку закладывает механизм постоянного роста минимальной цены экспорта, и в один прекрасный момент минимальная цена экспорта из Украины, установленная таким механизмом, будет превышать реальные цены на мировом рынке. Хотим напомнить, что цены на мировом рынке определяют цены закупки и экспортные цены в Украине, а никак не наоборот. Украина имеет минимальное влияние на формирование мировой цены», — объясняют эксперты.
В УЗА напомнили, что всегда выступали за прозрачные правила игры на рынке зерна и поддерживали усилия правительства Украины по наведению порядка на рынке и борьбе с теневым сектором.
«Считаем, что недавнее введение Кабмином (постановления КМУ от 31 октября 2023 г. №1132 и №1133) новых правил экспорта агропродукции, которые только начинают работать, должны быть протестированы на предмет эффективности и не создавать препятствий для критически важного для государства экспорта зерна из Украины... Согласно нововведениям, экспортировать агропродукцию, в частности зерновые и масличные, разрешено только тем компаниям, которые пройдут соответствующую верификацию экспортера, не будут иметь налоговых задолженностей и придерживаются валютного контроля», — добавили в ассоциации.
УЗА призывает депутатов и правительство не внедрять дополнительно заранее неприменимых и нереальных правил и механизмов для экспорта зерновых, поскольку это приведет к полной остановке экспорта, а соответственно и поступления валютной выручки. Более того, это приведет к огромным убыткам украинских аграриев и их банкротству, а также риску потерять едва ли не единственную отрасль, которая еще работает и обеспечивает экспорт и валюту для страны в войне.