Об этом в рамках дискуссии «Экспорт украинской продукции в преддверии EXPO 2020: опыт, проблемы и вызовы» отметила общественный деятель, и.о. министра аграрной политики и продовольствия Украины (2019 г.) Ольга Трофимцева, сообщили в ее пресс-службе.
«Хотя в структуре экспорта преобладает необработанная растительная продукция — кукуруза, соя, пшеница, рапс, ячмень — в десятку наиболее экспортируемых позиций также вошли курятина, подсолнечное и соевое масло», — говорит она.
Также экс-глава аграрного ведомства обращает внимание, что главные торговые партнеры Украины несколько изменили позиции в рейтинге ТОП-10.
«Если за 9 месяцев 2018 г. больше аграрной продукции было экспортировано в Индию, Нидерланды и Китай, то за аналогичный период 2019-го Китай вышел на первую позицию. За ним — соответственно Египет и Нидерланды. Из списка исчез Иран, как десятый в рейтинге крупнейших импортеров, но появилась Германия, которая сразу заняла 7-е место», — делится Ольга Трофимцева.
На ее взгляд, Украине необходимо продолжать работу над диверсификацией аграрного экспорта — и по товарной структуре, и по географии рынков сбыта. Очень привлекательны в этом плане страны Персидского залива, одни из самых богатых по ВВП на душу населения и одни из крупнейших нетто-импортеров продовольствия.
С одной стороны, на этом рынке растет численность населения, с другой — активно увеличивается ВВП. Поэтому сумма денег, которую рядовой потребитель региона будет тратить на продукты питания, тоже будет расти.
Крупнейший торговый партнер Украины среди стран Персидского залива в сфере АПК — Саудовская Аравия, которая импортировала пищевых продуктов за 9 месяцев текущего года на $354 млн ($589 млн в 2018 г., что на 64% больше, чем в 2017 г.), а также ОАЭ, Оман и Катар.
«Экспорт в Кувейт и Бахрейн еще предстоит развивать, но уже есть некоторые открытые экспортные позиции», — говорит Ольга Трофимцева.
Она добавляет, что странам Персидского залива есть смысл предлагать наряду с зерновыми или масличными переработанную продукцию из сегментов здорового питания, суперфуд и органик. Однако Украине еще предстоит побороться за эти рынки, отвоевать их у конкурентов, поскольку её как производителя продовольствия еще недостаточно хорошо знают.
Самым большим вызовом Ольга Трофимцева считает, что и в Саудовской Аравии, и в ОАЭ Украину все еще воспринимают очень осторожно как делового партнера в области АПК.
«О нас довольно мало знают, хотя украинские производители уже активны в регионе определенное время. Но нам не хватает пока системности и «длинного дыхания» в работе с данными рынками. Украине и ее экспортерам нужно сейчас сделать все для построения своей репутации как надежного поставщика той или иной продукции. А это может занять несколько лет», — резюмировала общественный деятель, и.о. министра аграрной политики и продовольствия Украины (2019 г.) Ольга Трофимцева.