Стоимость использования вагона-зерновоза выросла в 53,6 раза

19 ноября 2021, 17:04 5051

Стоимость использования вагона-зерновоза парка АО «Укрзализныця» с июня 2021 г. по ноябрь 2021 г. выросла в 53,6 раза — со 111 грн вагон/сутки до 5 953,25 грн вагон/сутки (без НДС).

Об этом говорится в обращении ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» к министру инфраструктуры Украины и и.о. председателя правления «Укрзализныци» по поводу необходимости урегулирования ситуации с беспрецедентным ростом стоимости транспортировки зерновых грузов железнодорожным транспортом.

Как отмечается, кроме беспрецедентного роста стоимости услуг за использование вагонов произошел рост тарифной составляющей, когда в течение одного маркетингового года увеличение железнодорожного тарифа запланировано на 15,02% от тарифа, действовавшего в начале уборочной кампании в июне 2021 года.

«После дерегуляции вагонной составляющей монополист — АО «Укрзализныця» — изменил принадлежность своего вагона с «инвентарного вагона» на «собственный вагон перевозчика». Цену использования вагона «Укрзализныця» определяет самостоятельно. И после таких изменений, при перевозке грузов в собственных вагонах (контейнерах) перевозчика плата определяется так же, как для собственных вагонов (контейнеров) других владельцев. Но за «Укрзализныцей» остались обязанности по соблюдению и выполнению нормативного срока доставки вагона, которые на сегодняшний день нарушаются», — объясняют в УКАБ.

Эксперты добавляют, что стоимость перевозки в собственных вагонах определяется в соответствии с фактическим количеством суток, которое вагон находится в рейсе, то есть при просрочке сроков доставки увеличивается сумма за перевозку в собственных вагонах. Увеличение количества времени на доставку вагонов влияет на количество вагонов, которое можно было бы подать под погрузку. Таким образом, качественные показатели работы «Укрзализныци», такие как оборот вагона, могут влиять на дефицит или профицит вагонов для суточной потребности загрузки на сети.

«При увеличении времени оборота вагона уменьшается количество вагонов, которые можно загружать, и возникает дефицит. Дефицит вагонов влияет на увеличение цены суточного использования вагона», — уточняют в УКАБ.

Дополнительно одним из факторов повышения цены вагонной составляющей является конвенционный запрет на заезд иновагонов (вагоны других государств приписки) в пустом состоянии для загрузки на сети «Укрзализныци». Условиями аукционов «Прозорро.Продажи» отсутствует возможность покупать вагоноотправку в страны СНГ и Прибалтики, что делает невозможным продажу зерновых и продуктов переработки в эти страны.

С целью урегулирования ситуации непомерных цен за использование вагонов, иногда достигающих до 7000 грн/сутки, УКАБ призывает чиновников учесть указанные ниже предложения.

1. Рассмотреть на законодательном уровне создание механизма компенсации рыночной стоимости вагонной составляющей отправителю за просрочку сроков доставки вагона в загруженном и пустом состоянии.

2. До момента отсутствия механизма компенсации отправителям/владельцам стоимости вагонной составляющей за просрочку нормативного срока доставки, изменить подходы в проведении аукционов в системе «Прозоро.Продажи» по услугам использования вагонов, чтобы исключить искусственное и чрезмерное повышение цены на указанные услуги.

3. Установить обоснованную стоимость использования вагона «Укрзализныци» и разработать прозрачный механизм распределения вагонов-зерновозов между всеми желающими осуществить перевозку грузов.

4. Для уменьшения искусственно созданного дефицита услуг перевозки и чрезмерной стоимости вагонной составляющей, уменьшения необоснованных расходов аграриев на логистику, в кратчайшие сроки рассмотреть возможность снятия конвенционного запрета на подачу иновагонов под загрузку на сети «Укрзализныци».

5. Часть вагоноотправок на «Прозорро.Продажи» продавать с горизонтом подачи под загрузку в последующие 1-3 месяца для увеличения предложения со стороны «Укрзализныци» и соответственно снижения дисбаланса между спросом и предложением.