Об этом пишет ZAXID.NET.
«Тернопольская область дает столько зерна, что и четыре области Западной Украины вместе взятые. Сегодня нет проблемы в вагонах. Проблема заключается в том, что нечем их тянуть — нет тепловозов, которые бы имела поставлять львовский филиал «Укрзализныци» », — рассказывает председатель общественного союза «Зерновые склады Тернопольщины», член общественного совета при Тернопольской ОГА Иван Иськерский.
Руководители элеваторов и хлебобулочных комбинатов отмечают, что пока собрано 1,4 млн т ранних зерновых и 450 тыс. т рапса. Все эти зерновые сейчас находятся на складах и элеваторах. Их надо в течение месяца вывезти из области, ведь иначе предприятия не смогут принять поздние зерновые на склады. А зерно просто сгниет и его можно будет выбросить.
«Проблема заключается в том, что «Укрзализныця» не предоставляет тепловозов, которые бы могли затянуть состав вагонов с зерном в порты. У нас на складах есть зерно, трейдеры его купили, подали определенное количество вагонов. У нас есть собственный локомотив, который мы приобрели ранее и он имеет право только в пределах комбината таскать вагоны, загружать их, перетаскивать. А вот вывезти подвижной состав со Збаража в Тернополь, а затем в Одессу на порт по железнодорожным путям имеет право только «Укрзализныця». У нее монопольное положение», — объясняет владелец корпорации «Збаражский комбинат хлебопродуктов» Александр Шпак.
Директора комбинатов и элеваторов рассказывают, что в Тернопольской области в этом году прогнозируют общий валовой сбор около 4 млн тонн зерна. Но это все зерно они не могут вывезти из области.
«За несколько недель трейдеры скажут нам, хорошо мы купим это зерно, но уже по в разы низкой цене. Мы подсчитывали, что уже теряем деньги. Агропредприятия таким образом недополучает 1 млрд грн. А в местный бюджет Тернопольской области не поступит 400 млн грн», — рассказывает Иван Иськерський.
Отдельная проблема — «Укрзализныця» дробит маршруты. Мощности тепловозов не хватает, и руководители маршрутов на железной дороге довозят не 40 вагонов на загрузочную станцию, как должны это быть, а только 10 или 20. А потом везут их частями на крупные железнодорожные станции. Тем самым увеличивая время на загрузку и вывоз зерна. И это тогда, когда элеваторы могут грузить в четыре раза больше.
«Если комбинаты и трейдеры видят, что не успевают вывезти зерно в порты в Одессу, Херсону то они начинают его вывозить с Тернопольщины фурами. А это же крупногабаритный транспорт уничтожает только что построенные дороги», — добавляет Иван Иськерський.
Руководитель «Львовской железной дороги» Юрий Ищук рассказал, что сейчас уже в Тернопольскую подано шесть больших двухсекционных тяговых тепловозов.
«То количество, которое мы доукомплектуем тяговыми тепловозами, — этого будет полностью достаточно, что вывезти постепенно все зерно с Тернопольщины. Один тепловоз мы перебрасываем с Южной железной дороги. Еще несколько с других перевозок добавляем. Они все уже есть в области, и уже работают. А маневровые локомотивы, которые перетягивают вагоны — их количество является достаточным», — заявил руководитель «Львовской железной дороги» Юрий Ищук.
Сейчас руководители элеваторов и хлебокомбинатов дали срок до конца августа на решение этой проблемы. Если ситуация не улучшится, говорят, что будут вынуждены отказывать агрофирмам в складировании зерна, из-за чего в октябре после собрания поздних зерновых Украина может ожидать коллапс на железнодорожных грузовых перевозках.
Для справки: в середине августа стало известно, что элеваторы Тернопольской области не могут принимать и отгружать зерно из-за дефицита локомотивов «Укрзализныци».